Франция: замок шамбор

А любишь ли ты посмотреть этот Мир?А ездишь ли в разные страны?
А в замке Шамборе когда-то ты был?Гулял по долинам Луары?
Там замки стоят,отражаясь в реке и рвутся их лестницы в небо.
Построили их, потакая мечте короли для королевы.
Азулай Елена

Замковый комплекс Шамбор, признанный частью Всемирного наследия в 1981г., был внесен в классификацию памятников долины Луары.
Он является«выдающимся образцом сооружения, архитектурного ансамбля или пейзажа,иллюстрирующего один или несколько значимых периодов истории человечества».


От самой истории возникновения этого замка веет романтикой, ведь построен он был Франциском I лишь для того, чтобы король мог быть ближе к своей возлюбленной — жившей неподалёку графине Тури — и при этом в состоянии в принимать гостей в королевской резиденции


Замок Шамбор или Шамборский замок (фр. Château de Chambord) — один из замков Луары. Был построен по приказу Франциска I, который хотел быть ближе к любимой даме — графине Тури, жившей неподалёку.

Строительство велось между 1519 и 1547 годами на изгибе реки Коссон (фр. Cosson) — небольшого притока реки Бёврон (фр. Beuvron), впадающей в Луару, приблизительно в 6 км от левого берега Луары и в 14 км на восток от Блуа во французском департаменте Луар и Шер (номер департамента 41).
Удивительно, что для возведения такой громадины потребовалось всего 29 лет (с 1519 по 1547) — по средневековым меркам очень немного времени

Но такой темп строительства стал возможным лишь потому, что здесь была развёрнута одна из самых крупных стройплощадок эпохи Ренессанса, на которой ежедневно трудилось почти 2 тысячи рабочих


Кроме масштабов следует отметить ещё и трудность строительных работ, ведь замок возводился на болотистой местности, из-за чего рабочим пришлось вбивать сваи фундамента в землю на 12 метров, а множество трудившихся здесь строителей скончались от болотной лихорадки…


Во время недавних профилактических раскопок под замком были найдены остатки круглой, похожей на башню постройки из песчаника, оставшейся от замка герцога Орлеанского (Людовика XII), разрушенного Франциском I для строительства своего охотничьего замка в стиле итальянского ренессанса

Вполне возможно, что к проекту замка приложил руку любимец Франциска I — Леонардо да Винчи, живший в замке Кло-Люсе, но умерший перед самым началом строительства резиденции. Вероятность его участия велика хотя бы потому, что король старался задействовать беспредентный талант Леонардо практически везде
Архитектура
Шамбор, бесспорно, один из самых узнаваемых замков, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада 156 м, ширина 117 м, в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800 скульптурно украшенных капителей.


Имя архитектора неизвестно, но исследования доказывают участие в проекте Леонардо да Винчи, бывшего в то времяархитектором при дворе короля Франциска I, но умершего за несколько месяцев до начала строительства, а также участие Доменико да Кортона, прозванного Боккадор.



План замка нарисован вокруг центрального объекта, названного «донжоном», потому что, хоть он и не предназначался никогда для отражения атак, но построен по образцу укреплённых замков Средневековья.


Внутри донжона находятся 5 жилых этажей. На каждом этаже по 4 квадратных и 4 круглых помещения; четыре коридора между помещениями, как будто с четырёх сторон света, ведут к двойной лестнице в центре. Король Франциск I впоследствии расширил замок и квартировал в более просторных помещениях восточного крыла.


В западном крыле была построена часовня, законченная Жаном ле Гумбль (фр. Jean le Humble). Подобное расположение часовни и королевских покоев было необычным для того времени: поместив себя в направлении Иерусалима, король хотел показать себя правителем духовной власти в своём королевстве.


Поговаривали, что Франциск I со своим другом Жаном ле Гумбль хотели даже изменить русло течения Луары, чтобы она текла прямо перед замком, но отказались от такой идеи.


Двойная, двухзаходная винтовая лестница в самом центре замка более чем хорошо передаёт творческий стиль Леонардо да Винчи.

Двухзаходная — из двух лестниц спиралью, поворачивающихся в одном и том же направлении, но ни разу не пересекающихся, так чтобы спускавшиеся могли избежать встречи с теми, кто поднимался им навстречу, и наоборот


По этой монументальной лестнице с резным орнаментом можно подняться на большую террасу, также задуманную Леонардо, полюбоваться на дымоходы и капители крыши и обойти донжон по периметру.



Над лестницей возвышается маяковая башенка, видная и внутри здания с нижних этажей. Она возвышается над всеми каминными трубами, достигая высоты 32 м; на самом верху не привычный крест, а королевская лилия.

Второй этаж также примечателен своими сводами, украшенными эмблемой короля (монограмма F, увенчанная короной, и саламандра) в сопровождении шнура в узелках — эмблемы его матери, Луизы Савойской.

Некоторые монограммы лестницы на уровне террас выполнены вверх ногами, — «чтобы Бог с высоты неба видел королевскую мощь»!


Архитектурные детали:










Двор



История строительства

Строительство началось в 1519 году и стало одной из самых крупных строек Возрождения.
Рассказывают, что на стройке было занято до 1700—1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня



Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки.

Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 году обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника — возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка


На телегах из порта Сен-Дье (фр. Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника — камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика.


Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.
История владельцев замка

Саламандра, эмблема короля Франциска I
В 1392 году семья герцогов Орлеанских покупает у графа Блуа большое лесистое поместье Шамбор. Когда герцог Орлеанский становится в 1498 году королём Франции под именем Людовика XII, Шамбор соответственно превращается в королевскую собственность.

В 1516 году Франциск I возвращается из Италии вместе с Леонардо да Винчи и желанием осуществить нечто большое в стиле итальянской ренессансной архитектуры той поры. В 1519 году он выбирает Шамбор для строительства охотничьего замка на месте бывшего крепостного замка.


Начиная с 1526 года, 1800 рабочих задействовано на строительстве нового замка, завершённого после многочисленных пристроек в 1547 году, уже после смерти короля. Франциск I проводит, в конечном счёте, довольно мало времени в Шамборе — всего несколько раз поохотиться и продемонстрировать своё богатство и величие сопернику испанцу Карлу V.

После смерти Франциска I последующие французские короли не особо интересуются заброшенным замком

В 1639 году Людовик XIIIдарит его своему брату Гастону Орлеанскому.

Людовик XIV Станислав Лещинский
Людовик XIV в 1684 году распоряжается о новых внутренних перестройках замка, о новой крыше для часовни, о том, чтобы соединить четыре жилых покоя северного вестибюля второго этажа в анфиладу комнат для короля, типа королевских апартаментов в Версальском дворце. 14 октября 1670 года Мольер с театральной группой из Парижа, приглашенной Людовиком XIV, дает в замке самое первое представление пьесы «Мещанин во дворянстве».

С 1725 по 1733 годы замок был занят Станиславом Лещинским — свергнутым польским королём и тестем Людовика XV. С 1745 по 1750 годы он служит казармой для полка Морица.

Людовик XV Граф Сен-Жермен

Туристам рассказывают, что в середине XVIII века по разрешению Людовика XV в замке располагалась химическая лаборатория графа Сен-Жермена.

В 1792 году революционное правительство распродаёт мебель. Наполеон Бонапарт отдаёт замок маршалу Бертье. В 1821 году поместье будет выкуплено у его вдовы благодаря национальной подписке и передано юному Анри д’Артуа, герцогу Бордосскому, родившимуся за год до этого.


Во время франко-прусской войны замок служит как полевой госпиталь. Граф Шамборский в 1871 г. обратится к французам из Шамбора с манифестом, призывающим к восстановлению монархии и белого флага.

С 1883 года замок принадлежит герцогам Пармским: герцог Роберт Пармский наследует замок от графа Шамборского, своего дяди по материнской линии.

Роберт Пармский
Выкупленный в 1930 году у Элии Бурбонского за 11 миллионов франков золотом, Шамбор становится собственностью французского государства и управляется при посредничестве «Ассоциации друзей Шамбора».


В 1945 году из-за пожара частично уничтожена кровля юго-восточного донжона. В 1947 году начинается большая работа по превращению замка в важнейший туристический объект, предлагающий с 1952 года также свето-звуковые вечерние представления.


Интерьеры:







Кстати говоря, парк замка Шамбор является сегодня крупнейшим в Европе огороженным парком лесного типа — территория в 5 441 гектар (из которых 1 000 га открыты для публики) окружена самой длинной стеной во Франции, протяженностью 32 км!





С 1981 года внесён в список всемирного достояния ЮНЕСКО под номером 933. С 2005 года замок имеет статус государственного общественно-коммерческого предприятия.

В 2007 году 17 300 скаутов в течение трёх дней праздновали в парке замка столетие создания скаутской организации лордом Баден Пауэллом. На втором этаже замка ныне располагается отделение Музея охоты и природы.

«Пустота» этого исторического монумента - это миф и ложное впечатление, хотя фактически с момента его возведения замок периодически пустовал. Передвижной двор менял свою резиденцию в зависимости от времени года, и обустройство королевских покоев носило временный и скорее необходимый характер.

Таким образом, отсутствие постоянной меблировки было оправданным. В итоге, перед администрацией комплекса Шамбор возник вопрос, интерьеру какого периода отдать предпочтение при восстановлении исторической обстановки замка - периоду Ренессанса или XVII и XVIII веков.
Обставить Шамбор в стиле эпохи Франциска I не представлялось возможным. Королевских мебельных гарнитуров времен Возрождения не сохранились до нашего времени, в том числе даже в таких учреждениях, специализирующихся на истории того периода, как, к примеру, Национальный музей Ренессанса в Экуане. В XVI веке основное внимание уделялось архитектуре замка, который сам по себе и был настоящим предметом искусства
Часы работы и билеты
График работы: замок открыт для туристов круглый год, за исключением 1 января и 25 декабря. Со 2 января по 31 марта — с 10.00 до 17.00, с 1 апреля по 30 сентября — с 9.00 до 18.00, с 1 октября по 31 декабря — с 10.00 до 17.00. Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия


Стоимость билетов: вход в замок стоит 9.50 евро. Для посетителей младше 18 лет в сопровождении родителей — вход бесплатный. Парковка автомобилей платная — 3 евро в день.

Есть аудиогиды на русском языке. Стоимость - 4 евро. Время аудиоэкскурсии - полтора часа. Специальные бесплатные буклеты на русском языке, выдаваемые при входе, представляют собой мини-путеводитель по замку.

Как ориентироваться
Шамбор состоит из двух частей: самого замка и окружающего его парка-заповедника. Самым известным и заметным элементом архитектуры замка является двойная лестница, шедевр, обязанный своему существованию мысли Леонардо да Винчи. Образованная двумя спиралями лестница в центральной части сооружения устроена таким образом, что спускающиеся и поднимающиеся могли избежать встречи лично. Смотровые площадки позволяют увидеть поместье целиком, а часовня, построенная в противоположном от короля крыле, — задуматься о вечном.

Террасы замка, с которых открывается великолепный вид на крыши, - лучшее место, чтобы сделать фотографии.
Смотровые площадки парка для тех, кто любит природу, и готов ждать в тишине, чтобы увидеть некоторых, редких в сегодняшнем мире, обитателей заповедника.

Как добраться до Шамбора
Из Парижа в сторону замка Шамбор поезда TGV отправляются с вокзала Аустрелиц (Gare d’Austerlitz)

Франция, замок Шамбор: мечта молодого короля (замки Луары)
Вдоль Луары, одной из красивейших французских рек, выстроились, словно в почетном карауле, необычайной красоты каменные замки. Одним из самых красивых, самых грандиозных и экстраординарных является замок Шамбор .


Шамбор был построен по приказу короля Франциска I, сердце которого рвалось поближе к своей любимой - графине Тури, проживавшей неподалеку.


Строительство замка, началось в 1519 году на месте охотничьего домика. Великолепный и роскошный замок возводился более 15 лет, и, не взирая на финансовые проблемы, монарх не жалел денег на любимое детище. Даже когда ему понадобились средства для уплаты выкупа за своих сыновей, которые остались в плену в Испании, Франциск I предпочел воспользоваться серебром своих подданных и имуществом церкви, но строительство не прекратил.


В разработке проекта замка «достойного богов и легендарных королей», как считается, принимал участие сам Леонардо да Винчи, однако смерть великого мастера помешала ему закончить начатое. И все же множество его идей было взято за основу при строительстве замка Шамбор.
Волшебный замок был построен в 1537 году. Его масштабы не просто поражают - они ошеломляют! Длина замка - 156 м, высота - 56 м, в нем 426 комнат, 365 каминов и 77 лестниц (поговаривают, что эта запутанная сеть лабиринтов лестниц замка не позволяла столкнуться многочисленным фавориткам короля).



Замок, являющийся воплощением всей роскоши и величия эпохи Возрождения, расположен в самом большом огражденном парке Европы, площадь которого 5500 га (для сравнения - такова площадь Парижа в черте города), и окружен стеной длиною 35 км!




Замок потрясает утонченностью и одновременно грандиозностью роскошных интерьеров и внешней архитектуры.




И только одна идея осталась нереализованной - вместо того, чтобы изменить русло Луары, заставив ее течь перед Шамбором, изменили русло ближайшей к Шамбору речки Клоссон, которая и наполняла ров вокруг строения.


А что же Франциск I? За все время своего правления монарх провел в Шамборе всего лишь 42 дня… Он был здесь наездами и так и не обустроил замок до конца своей жизни.


А вот его преемник, Людовик XIV, напротив, очень любил бывать в Шамборе. При нем здесь проводились блистательные балы, пышные рыцарские турниры, яркие праздники, военные парады, ставились оперы и пьесы Мольера. Он же и закончил обустройство королевских апартаментов и строительство замковой часовни.
В 1930 году Шамбор был выкуплен за 11 млн. франков и сегодня принадлежит правительству Франции.

Шамбор – французский замок, расположенный в коммуне Шамбор департамента Луар-е-Шер (Loir-et-Cher) в . Построен в окружении самого большого закрытого лесного парка Европы (около 50 квадратных км, огороженных стеной длиной 32 км). Это самый большой из . Его сад и парк для охоты являются историческими памятниками.

История замка Шамбор

Первоначально эта земля принадлежала графам де Блуа. Здесь они построили феодальный замок, который в 1397 г. вместе со всеми графскими владениями перешел герцогам Орлеанским. В 1498 г. Луи Орлеанский стал королем Франции Людовиком XII, и земля вместе с маленьким укрепленным замком оказались во владениях французского королевского дома. Замок, который мы видим сейчас, был построен в 16 в. под непосредственным руководством французского короля Франциска I.

В 1516 г. Франциск I, король Франции с 1515 г., одержал блестящую победу над миланским герцогом у города Мариньяно. Там, в Италии, молодой король увидел произведения итальянского Возрождения, был впечатлен ими и решил способствовать распространению идей Ренессанса у себя на родине. Там же Франциск познакомился с великим Леонардо да Винчи, предложил ему переехать во Францию, и с тех пор до самой смерти Леонардо был придворным архитектором короля.

Под впечатлением от своей победы Франциск захотел увековечить успех строительством замка посреди изобилующего дичью леса Шамбор. Замысел короля заключался в том, чтобы построить с учетом новейших изысканий гуманистов и архитекторов новый город Роморантэн, который стал бы новой столицей государства, и большой замок в неоплатоновском стиле в Шамборе. В частности, проект основывался на разработанных Альберти принципах архитектуры Ренессанса: геометрии, математических расчетах и ритмичности.

Официальная дата рождения Шамбора – 6 сентября 1519 г. С того дня в Шамборе разворачивается масштабная стройка. Сначала замок должен был стать просто охотничьей резиденцией: примитивный план предлагал только донжон посреди огороженной прямоугольной крепостной стеной площади. Донжон по плану на каждом этаже украшался 4 круглыми башнями и 4 залами, образующими крест. Это новое «чудо света» должно было увековечить имя создателя – Франциска I, «принца-архитектора». Развитие планов не сохранилось в архивах, но, возможно, Леонардо да Винчи, обустроившийся неподалеку в Амбуазе в конце 1516 г., принимал в них участие, так же как и архитектор Доменико Барнаби да Кортона.

Строительство началось с разрушения множества построек, среди которых старый замок графов де Блуа и городская церковь, и возведения фундамента квадратного донжона, окруженного 4 башнями. В 1526 г. король изменяет свой план, присоединив к первоначальному донжону два боковых крыла, в одном из которых должны были находиться его покои. На стройке работало 1800 рабочих.

Донжон был уже закончен, когда в 1539 г. замок посетил император Св. Римской империи Карл Кэн, большой соперник Франциска. Для императорского кортежа устроили бал, залы замка были украшены цветами.

Королевское крыло было завершено в 1544 г. Внешняя галерея с аркадами и спиральной лестницей пристроены к 1545 г. Франциск умер в 1547 г., проведя в замке в общей сложности 72 дня.

Работы по постройке крыла с часовней продолжились при правлении Генриха II, но были прерваны после его смерти в 1559 г. В последующий период королевское присутствие в замке становилось все более редким, хотя здание продолжало вызывать восторги его посетителей. Косметические работы были предприняты в 1566 г. Карлом IX, но Шамбор уже не представлял интереса для двора, т.к. был слишком удален от мест его обычного пребывания в ту эпоху. Генрих III, Генрих IV там не бывали. Людовик XIII останавливался в замке лишь 2 раза.

С 1639 г. замок занят сосланным братом короля Гастоном Орлеанским. Он получил в удел графство Блуа в 1626 г. и предпринял реставрационные работы в замке и обустройство парковой зоны. Но часовня до тех пор оставалась без крыши.

Шамбор был достроен лишь при правлении Людовика XIV. Король-Солнце понял символический смысл Шамбора – символ могущества королевской власти в камне и во времени. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар в 1680-1686 гг. заканчивает западное крыло, часовню, нижнюю крепостную стену с помещениями для проживания прислуги. Людовик XIV несколько раз был в Шамборе, иногда в сопровождении трупы Мольера, которая давала в замке представления. Но после появления Людовик в Шамбор больше не приезжает.

Король Людовик XV размещает в замке своего тестя, Станисласа Лещинского, польского короля, бывшего в изгнании в 1725 – 1733 гг. После его отъезда Шамборский замок остается необитаемым в течение нескольких лет, пока, наконец, в 1745 г. Людовик XV не отдает его в управление маршалу Саксонскому. Маршал строит там казармы для своего полка и живет в нем до самой смерти в 1750 г. Череда управляющих проходит через замок затем.

Во время Французской революции жители соседних деревень грабят замок и его владения: срубаются деревья, уничтожаются животные, в садах пасут скот. Грабеж достигает таких масштабов, что правительство отправляет армию для восстановления порядка. В 1792 г. революционное правительство продает уцелевшую мебель.

При Наполеоне в замок отправляется генерал Ожро, который восстанавливает ограду, запирает ворота в парк, чтобы хоть как-то спасти владения. Сам император решает открыть в замке школу для девочек, но это намерение не воплощается в жизнь. В 1809 г. владение передается маршалу Луи-Александру Бертье, принцу Нёшательскому и Ваграмскому за его заслуги перед императором. Бертье приезжает в замок только один раз – на охоту. После смерти маршала владения выставлены на продажу. Его покупает государство, чтобы подарить внучатому племяннику Людовика XVIII, молодому Генриху д’Артуа, герцогу Бордо. Позднее он получит имя «графа Шамборского». Сменяющиеся режимы Июльской монархии, Второй империи не позволяют Генриху жить на родине, но он внимательно относится к поддержанию в порядке своего замка и парка, следя за владением через управляющего и тратя немалые деньги на ремонт, реставрацию зданий и благоустройство охотничьих угодий. Замок официально открывается публике. Во время франко-прусской войны в нем располагается военный госпиталь, а в 1871 г. его кратко посещает хозяин – «граф Шамборский». Именно в нем он составляет манифест-обращение к французам с призывом восстановить монархию. После его смерти в 1883 г. замок по наследству переходит его племянникам – принцам Бурбонским-Пармским.

В первую мировую войну владение Шамбор попадает под арест. В 1930 г. французское государство покупает его у принца Эли Бурбонского. Замок передается в государственное управление.

В начале Второй мировой войны замок становится центром по хранению сокровищ национальных музеев Парижа и севера Франции, перевезенных сюда с целью спасения от немецких бомбардировок. Сама Джоконда провела в Шамборе несколько месяцев.

В 1947 г. начинается долгая история по реконструкции замка и его парков.

В 1981 г. владение включено в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Шамбора

Спроектирован по средневековой модели крепостей с поясом укреплений и толстыми угловыми башнями, замок задуман в готическом стиле (верхние части – дымоходы и башенки – устремлены ввысь), но обладает специфичным очертанием, благодаря которому становится шедевром архитектуры Возрождения. 156 метров фасада, 56 м в высоту, донжон в 44 м, 426 комнаты, 77 лестниц, 282 дымохода и 800 скульптурных капителей. Многие архитекторы приняли участие в строительстве Шамбора, но не осталось никаких документов о первых архитекторах, кроме упоминания имени Франциска I, который лично участвовал в разработке планов строительства. Возможно, в работу был включен сам Леонардо да Винчи, который в то время был придворным архитектором; он умер через несколько месяцев после начала строительства. Среди его рисунков нашли изображения присутствующих в замке двойных винтовых лестниц и структуры в виде греческого креста – два основных элемента первоначального проекта замка. Возможно также, что ассистент да Винчи, Доминик де Кортон, также участвовал в строительстве.

Строительство Шамбора стало одним из самых значительных в эпоху Ренессанса. Центральный план замка состоит из квадрата в форме греческого креста, характерного для большинства итальянских церквей того времени. Однако в ту эпоху он еще редко применялся для строительства нерелигиозных зданий. Эта центральная часть стала называться донжоном, хотя никогда не имела назначения защитного сооружения. Франциск I по ходу строительства добавил два крыла и крепостную стену, ориентируясь на модель средневековых крепостей. Особенностью Шамбора стала строгая ориентация диагоналей донжона по осям север-юг и восток-запад; его башни расположены строго по 4 сторонам света.

Аномалия в симметрии плана донжона долгое время вызывала споры ученых. Считалось, что она стала результатом ошибок при строительстве. Однако археологические изыскания в начале XXI в. показали, что эти аномалии были спроектированы изначально: проект сразу был с асимметричным фасадом, но с центральной симметрией вокруг большой лестницы в виде крыльев мельницы. Вполне возможно, что в этом спиралевидном здании должна была быть центральная лестница с четырьмя крыльями. Леонардо да Винчи работал над водными турбинами, и этот динамичный план, революционный для того времени, мог бы быть его детищем и первым проектом Шамбора. Археологические изыскания показали, что после окончания работ над фундаментом донжона от первоначального плана отказались в пользу строительства крыльев здания и крепостной стены.

Внутри донжона располагаются пять жилых уровней. На каждом уровне находятся 4 квадратных покоев и 4 – в круглых башнях. Между покоями — четыре коридора, идущие от 4 сторон света к двойной винтовой лестнице в центре. В западном крыле обустроена часовня, ее вход находится на востоке. Для того времени такое расположение часовни было нетипичным, т.к., чтобы показать, что король обладает духовной властью в своем королевстве, он должен был бы разместить часовню ближе к Иерусалиму, т.е. в восточном крыле.

В центре здания находится двойная винтовая лестница, похожая на два переплетенных ствола, символизирующих дерево жизни в Средние века. Два человека, которые идут по двум пролетам лестницы, могут видеть друг друга через отверстия, но не могут встретиться. На каждом этаже лестница выходит в 4 вестибюля, образующих крест. Наверху лестница приводит на большую террасу (также изобретение Леонардо), которая идет вокруг донжона, и с нее открывается вид на монументальные дымоходы. Над лестницей возвышается башня-фонарь, хорошо видимая снаружи и похожая на колокольню часовни.

Третий этаж замечателен своими четырьмя залами, в которых сохранились следы первоначальных позолоты и живописи. В каждом зале кессонный потолок из 80 скульптурных ячеек с символами королевской власти: саламандр, иногда окруженных факелами в форме лилий, монограммы « F » с короной. Саламандры Шамбора иллюстрируют девиз Франциска I nutrisco et extinguo (Я вскормлюсь благим огнем и потушу огонь плохой).

Башня-фонарь возвышается на 32 м и превосходит все дымоходы Шамбора. На ее вершине находится флер де лис (геральдическая лилия) – символ французской монархии. Террасы окружены башенками, потолочными окнами, инкрустированными мозаикой из туфа и сланца. Башни, башенки, ложные колокольни и потолочные окна украшены медальонами, ромбами, квадратами, полукругами и треугольниками из сланца, похожими на инкрустации из черного мрамора в Шартрёз де Пави, где Франциск I находился во время плена.

Основной материал, использованный при строительстве замка, — белый туф.

Угодья Шамбора

Кроме замка проект Франциска I включал и парк. Через 5 лет после начала строительства король предпринимает меры по созданию лесного угодья для охоты и охраны дичи, как это делалось в большинстве крупных замков XV-XVI вв. Но этот парк поражает своими размерами: это самый большой огороженный стенами парк во Франции. И в самом его центре располагается замок. По сей день в парке водится живность: это олени и кабаны – эмблематичные животные Шамбора, а также средиземноморские муфлоны (бараны), завезенные с Корсики, из ботанического сада Парижа, зоопарка Винсенна и из бывшей Чехословакии. В парке находится несколько прудов.

В деревне Шамбор расположено несколько отелей и ресторанов. Замок Шамбор – самый посещаемый из в департаменте Луар-е-Шер.

На втором этаже замка находится Музей охоты и природы.

В замке регулярно проходят выставки.

Посещение Шамбора

КАК ДОЕХАТЬ ДО ЗАМКА ШАМБОР

На машине по шоссе А10 (направление Bordeaux, затем Mer или Blois), платный паркинг в 200 м от замка (4 евро): Автомобильные трансферы

ВРЕМЯ РАБОТЫ ЗАМКА ШАМБОР
СТОИМОСТЬ ВХОДНОГО БИЛЕТА В ЗАМОК ШАМБОР

Взрослый – 11 евро

Дети до 18 лет в сопровождении взрослого – бесплатно

Французский город Шамбор знаменит лишь одной достопримечательностью одноименным замком. Но эта одна стоит многих! Одни говорят, что замок уступает по пышности только Версалю. Другие убеждены, что замыслом и размахом он даже затмил резиденцию рода Бурбонов в Париже. Понятно, почему Шамбор второй в рейтинге посещаемости (после Версаля) во Франции.

История создания

Поместье Шамбор, окруженное лесами, было приобретено герцогами Орлеанскими еще в 14 веке. В конце 15 столетия герцог Орлеанский из ветви Валуа стал королем (называемым Людовиком XII). Охотничья усадьба, соответственно, перешла во владение короны.

Франциск I (преемник Людовика XII), вдохновленный победой при Мариньяно и впечатленный увиденным в Италии, решил построить грандиозный дворец, свидетельствующий о могуществе французских монархов. Знакомство с художником и ученым Леонардо да Винчи усилило желание Франциска создать нечто грандиозное. Гений да Винчи согласился переехать во Францию и разработать проект дворца.

Для осуществления амбициозной идеи было решено снести прежнее поместье Шамбор и возвести на его месте настоящий дворец в ренессансном стиле. В 1519 году начался демонтаж. Через 18 лет на изгибе реки Коссон вырос архитектурный шедевр!

Он свидетельствовал о мощи короны, служил охотничьим поместьем короля и его свиты, а также местом встреч Франциска I с графиней Тури его возлюбленной. Замок продолжал совершенствоваться вплоть до 1685 года. Король Людовик XIV, страстно любивший охоту, предпочитал его .

Что посмотреть в замке

Первое, что впечатляет архитектура. Силуэт сооружения выполнен в стиле готики, а роскошная отделка в стиле раннего итальянского Возрождения. Говорят, что французский замок впечатляет не меньше, чем индийский Тадж-Махал. Шамбор одна из визитных карточек Франции. Размеры здания 156 метров в длину и 177 в ширину.

По завершении осмотра интерьеров, можно подняться на смотровые террасы крыши, чтобы созерцать и впечатляться природой поместья. С площадок открываются потрясающие виды, которые непременно следует увезти в фото.

В июле и августе посещение дворца-музея можно совместить с просмотром ночного спектакля 50-минутного цифрового видео-шоу с применением аудиоэффектов. С мая по сентябрь ежедневно устраивается 45-минутное конное шоу «В лесу истории».

С апреля по сентябрь в одном из залов функционирует экспозиция работ Джамеля Тата (современное искусство). Шамбор окружен парком-заповедником лесного типа. Его площадь составляет 5441 га (1000 га из которых доступны посетителям). Лесопарк, в свою очередь, обнесен стеной. Протяженность стены, опоясывающей лес, 32 километра, высота 2,5 метра! На территории угодий водятся олени, муфлоны, косули и кабаны.

Дворцовые интерьеры и лестница да Винчи

Во дворце:

  • 426 комнат;
  • 77 лестничных маршей;
  • 282 камина;
  • 800 капителей со скульптурами.

К осмотру пока доступна лишь малая часть помещений. В частности:

  • парадные апартаменты стиля 18 века;
  • апартаменты королевы;
  • апартаменты 18 века с улучшенным комфортом;
  • портретная галерея;
  • выставка карет;
  • покои Франциска I;
  • кабинет;
  • зал заседаний;
  • королевская часовня;
  • музей графа.

Хотя да Винчи не дожил до начала строительства, в ряде деталей четко просматривается его почерк. Среди рисунков Леонардо были найдены чертежи двойной спиральной (винтовой) лестницы с двумя отделениями ступеней. «Инновационная» лестница, украшенная резными орнаментами, существует до сих пор. Главная её идея в том, чтобы дороги поднимавшегося и спускавшегося не пересекались. Сегодня посетители могут совершить по ней восхождение и оценить инженерную идею!

Практическая информация

Адрес : Château, 41250 Шамбор, Франция.

Стоимость - 11 €.

Прокат лодки (р.Коссон):

Стоимость аренды лодки - 12-30 € зависимо от вида (гребная, электромоторная), количества посадочных мест и времени аренды.

Прокат велосипеда, велоприцепа, квадроцикла:

Стоимость - 4-20 € (зависимо от вида транспорта и времени аренды).

Прогулка в экипаже с гидом (французский язык):

Стоимость прогулки:

До 6 лет - бесплатно.

6-17 лет - 8 €.

Взрослые - 11 €.

Билет комбинированный (замок+экипаж) - 20 €.

Ночной спектакль «Шамбор - мечты и огни»:

Стоимость:

Билет на спектакль - 13 €

Билет комбинированный (замок+спектакль) - 18 €

Конное шоу «В лесу истории»:

Стоимость:

До 6 лет - бесплатно.

6-17 лет - 9 €.

Взрослые - 12.50 €.

Билет (замок+шоу) - 21 €.

Способы проезда из Парижа:

Автомобиль: начать движение по магистрали А10, а затем свернуть в сторону Блуа, либо Мера.

Поезд. Прямой рейс: станция d’Austerlitz (Аустерлиц) - станция Blois (Блуа). Далее поездом TGV.

Рейс с пересадкой: вокзал Montparnasse (Монпарнас) - пригород Saint-Pierre-des-Corps. Затем электричкой TER до станции Blois (Блуа).

От ж/д станции Blois (Блуа) до замка:

  • на такси (ежедневно);
  • автобусом 18 - подстроен под график прибытия поездов (с апреля до начала сентября);
  • маршрутным автобусом 2 - с собственным расписанием (ежедневно).

Замок Шамбор (Château de Chambord) находится в 14 км восточнее Блуа в департаменте Луара и Шер среди лесов природной области Солонь.

История строительства замка

Обширное поместье Шамбор с небольшим замком было приобретено герцогом Орлеанским у графа Блуа в 1392 году. В 1519 году после возвращения из Италии король Франциск I выбирает Шамбор для охотничьих забав и решает построить здесь более просторный замок.

Автор его проекта достоверно неизвестен. По некоторым данным им мог быть Леонардо да Винчи, хотя он умер ещё за несколько месяцев до начала строительства. Вероятнее, что им был помощник и ученик великого итальянца Д. де Кортона. Для сооружения замка с пристани городка Сен-Дье было доставлено 220 тыс. т. белого песчаника, а в его строительстве принимали участие около 1800 рабочих.

Строительные работы проходили в сложных условиях из-за заболоченности земельного участка и продолжались с 1519-го по 1547 год. Плотникам приходилось вбивать деревянные свои под фундамент замка на глубину до 12м.

Стиль и планировка

Архитектура замка Шамбор очевидно следует стилистическим особенностям готическим замкам Средневековья. При этом план пятиэтажной цитадели замка представляет собой греческий крест, что редко встречается в жилых зданиях. На двух лучах креста были построены 4 круглые башни. В дальнейшем к ней были пристроены два трехэтажных крыла, также завершающиеся башнями с шатровыми крышами и фонарями.

На каждом этаже донжона находятся по 4 круглых и квадратных помещения, соединённых коридорами ведущими к парадной двойной винтовой лестнице. По ней можно подняться на большую террасу и обойти донжон по периметру. Над лестницей возвышается ещё одна башня. Общая высота которой составляет 32 м. На её шпиле вместе креста закреплена королевская лилия.

В западном крыле архитектором Ж. ле Гумблем построена замковая часовня, тогда как апартаменты владельца располагались в более просторных помещениях восточной части замка. Общая длина фасада составляет 156 м при ширине 116 м. На соединённых 77 лестницами 5 этажах замка расположено 426 комнат и залов. Они украшены 800 колоннами с резными капителями, а для отопления помещений использовалось 282 камина.

Череда владельцев

После смерти Франциска I замок Шамбор мало интересует королевский двор. Интенсивная светская жизнь возрождается в его стенах после того, как его владельцем в 1639 году становится Гастон Орлеанский. В конце века Людовик XIV приглашает в Шамбор Мольера, поставившего здесь для короля пьесу «Мещанин во дворянстве».

В XVIII в. вплоть до революционной смуты замок принадлежит сначала бывшему польскому королю Станиславу Лещинскому, а затем маршалу Морису Саксонскому. В середине века с разрешения Людовика XV в замке Шамбор располагается лаборатория Сен-Жермена. В 1792 году его владельцем становится соратник Наполеона маршал Бертье. С 1821 года Шамборский замок принадлежит А. д͗Артуа, герцогу Бордосскому.

Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов в замке размещается госпиталь. В 1883 году замок приобретает герцог Пармский, а в 1930 году французское государство покупает его за 11 млн. золотых франков у Э. де Бурбон.

В 1947 году начинается работа по реставрации замка и превращение его в крупный туристический и культурно-развлекательный центр. С 1971 года на втором этаже замка Шамбор размещается картинная галерея парижского Музея охоты и природы. В залах представлены произведения живописи Рубенса, Брейгеля-ст, Снайдерса, Кранаха, посвящённые охотничьей тематике.

Парк у замка

Рядом с замком находится заложенный в XVI в. обширный парк, занимающий площадь около 7 тыс. га. Доступны для посещения туристами только 14% его территории. Весь парк окружен колоссальной стеной длиной 32 км, в которой предусмотрено 6 ворот. На охраняемой территории обитает около 100 видов птиц и можно встретить кабана, косулю или оленя.

В 1684 году Ж. А. Мансар планирует создать перед фасадом замка регулярный парк, состоящий из двух частей. Осуществить всё задуманное сразу не удалось, так как работы были приостановлены до 1734 года. Следующий этап в истории парка связан с творчеством садовника Ж-Б. Паттара. В 1750 году ботаническая коллекция сада обогатилась посадками самшита, каштана, апельсиновых деревьев, лимонов и ананасов.

В XIX в. сад пребывает в запустении и его возрождение происходит только в 1930-е годы под руководством А. Дашена. В 2010-2016 годах сад был снова обновлён по проекту П. Тево. При этом было облагорожено 18 тыс. м2 газонов, высажено 15 тыс. растений и 1,2 тыс. деревьев и кустарников.

- один из и крупнейший . Расположенный в самом большом в Европе огороженном лесистом парке, Chambord представляет из себя жемчужину архитектуры эпохи Ренессанса. Он был построен для короля Франциска I в виде охотничьего имения, а также чтобы он мог быть поближе к своей любовнице. Это один из самых узнаваемых замков в мире благодаря своей отчетливой французской ренессансной , которая представляет из себя смесь традиционных для Франции средневековых элеменетов с чистой Ренессансной структурой.

Посетить замок Шамбор:

Замок открыт для посещения круглый год, кроме 3 праздничных дней.

Время работы замка Шамбор:

  • Закрыто 01 января, 31 января и 25 декабря
  • с 02 января по 31 марта и с 01 октября по 31 декабря: с 9 до 17 часов;
  • с 01 апреля по 30 сентября: с 09 до 18 часов.
  • Последний вход — за 30 минут до закрытия.

Билеты в замок Шамбор:

  • взрослые — 11 €, льготный — 9 €
  • Бесплатно: для граждан Евросоюза в возрасте до 25 лет

Парковка возле замка Шамбор:

Платная парковка

  • Автомобили (мотоциклы): 6 € в день
  • Фургон (транспортное средство длиной < 7 м 90 см): 7 € в день (11 € за ночь)
  • Автобус (транспортное средство длиной > 7 м 90 см): 50 € в день

Добраться в замок Шамбор:

  • От (менее 2 часов): 15 км до
  • По автомагистрали A10 (съезд № 16 или № 17), A71 (съезд № 3) и A85 (съезд № 13)
  • Поездом: или Мер

На поезде:

  • 1 ч 30 мин с вокзала , остановка или Мер (Mer).

На машине:

  • С шоссе A10: съезд № 16 на Мер (Mer) или № 17 на
  • С шоссе A 85: съезд № 12 на Шемери (Chémery)
  • С шоссе A 71: съезд № 3 на Лямотт-Бёврон (Lamotte-Beuvron)

На автобусе:

С 30 марта по 02 сентября специальное маршрутное такси обслуживает , Шамбор , Шеверни и Борегар.

  • Navette 41 Blois > Chambord > Cheverny > Beauregard
  • Сервис: 1 апреля 2016 — 1 ноября 2016

Из Парижа в замок Шамбор:

  • PARISCityVISION предлагает регулярный трансфер от Парижа —

История замка Шамбор:

Замок Шамбор был построен по приказу приказу молодого короля Франциска I, окрыленного победой в битве при Мариньяно. Замок задумывался как постоянная резиденция французского монарха, символ королевской власти, который с удовольствием показывали послам и правителям другим государств. Этот замок — редкий пример архитектуры, дошедший до нас практически в первозданном виде.

Строительство замка Шамбор

Работы по строительству начались в 1519 году, на месте снесенного старого замка графов , но так и не были до конца завершены при жизни Франциска I. Строительство временно приостановилось после поражения Франциска I в битве при Павии против его испанского соперника Карла V и последующего пленения французского монарха в Мадриде. Возобновились работы в 1526 году, тогда же король подкорректировал план замка: к центральному донжону были добавлены два боковых крыла, в одном из которых планировалось разместить королевские покои.

Донжон был завершен в 1539 году, а королевское восточное крыло достроили в 1544 году. В 1545 году к королевскому крылу добавили наружный ход и двойную винтовую лестницу.

В декабре 1539 года Франциск пригласил Карла V, притехавшего с визитом во Францию, посетить свой новый замок. Императору был оказан роскошный прием, и он, преисполненный восхищением от увиденного, назвал донжон Шамбора «сосредоточием всего […], на что способен человеческий гений».

Франциск I внимательно следил за ходом строительства в период своего правления, но прожил в замке всего лишь несколько дней. К моменту смерти Франциска I в 1547 году замок так и не был полностью достроен.

Дальнейшее стрительство в западном крыле возобновилось при короле Генрихе II, но вновь приостановилось в связи с его смертью в 1559 г. Долгое время французские монархи не интересовались Шамбором, крайне редко приезжая сюда. Строительство этого шедевра завершилось только при Короле-Солнце, Людовике XIV, который неоднократно останавливался в замке со своими придворными. Обычно его поездки сопровождались охотой и пышными увеселительными мероприятиями.

Королевская резиденция

В 1669 и 1670 годах монарха в его поездке в Шамбор сопровождал Мольер, организовавший в замке первые постановки двух своих пьес – «Господин де Пурсоньяк» и «Мещанин во дворянстве» ,– которые с успехом прошли на сцене временного театра, устроенной в вестибюле второго этажа донжона.

При Людовике XV замок Шамбор перестал быть королевской резиленцией, с 1730 по 1733 год в нем проживал его тесть, свергнутый польский король, Станислав Лещинский, а позже замок был передан в качестве компенсации за свою победу в битве при Фонтенуа (1745 г.) маршалу Морицу Саксонскому. Маршал провел здесь последние два года своей жизни, занимаясь обустройством замка и создание французского сада на северной и восточной стороне замка.

Во время Французской революции замок разграбили, но все-таки не разрушили. Долгое время он находился в запустении, пока Наполеон не передал его в дар маршалу Бертье в благодарность за верную службу в 1809 г. Замок Шамбор и окружающее его имение тогда переименовали «Княжество Ваграмское» по названию места сражения, в котором маршал одержал победу. Правда, сам Бертье пробыл здесь совсем недолго. После смерти маршала его вдова немедленно продала этот огромный замковый комплекс, находящийся в запустении.

Графы Шамборские

В 1821 году замок перешел в руки герцогу Бордо, внуку короля Карла Х, но в ходе бурной политической жизни Франции он оказался в ссылке, не успев пожит в Шамборе. Первый его визит — в качества графа Шамборского — случился лишь в 1871 году и продлился только три дня. В ходе его пребывания в замке им был составлен знаменитый «Манифест», в котором он призывал к отказу от трехцветного флага и восстановлению монархии. Даже на расстоянии граф Шамборский пытался поддержать порядок в замке, он назначил управляющего и занялся реставрацией замка, в том числе открыл его для публики. В 1883 году после смерти графа замок Шамбер перешел по наследству герцогам Бурбон-Пармским, его племянникам.

Однако герцоги Бурбон-Пармские были гражданами Австрии, в 1915 году государством был наложен секвестр на владение Шамбора. А в 1930 году Château de Chambord по праву преимущественной покупки он был выкуплен государством. Власти снесли мансарды нижнего пояса укреплений, пристроенных при Людовике XIV, вернув тем самым замку первоначальный облик эпохи Ренессанса.

Замок Шамбор был внесен в первый список исторический памятников уже в 1840 году.

Архитектура замка Шамбор:

Замок Шамбор — это искусное сочетание традиционных элементов французского Средневековья и итальянского Ренессанса. От Средневековья в замке присутствует массивный донжон, обрамленный башнями, с наружным ходом и нижним поясом укреплений, ров с водой и готическая форма шпилей. Но центрированный план замка, двойная спиральная лестница, симметричность построек, геометрическая и декоративная лаконичность фасадов, кесонные своды на третьем этаже и отделка проемов уже соответствуют новому тогда стилю Ренессанс.

Автор этого уникального проекта неизвестен. Выдвигались разные теории, включая сотрудничество мастеров Франции и Италии. В начале XX века впервые была озвучена идея возможного посредничества Леонарда да Винчи: характерными для великого гения эпохи были центрированный донжон, лестница с двойной спиралью и изолированные террасы, а также система канализации с двойной ямой сливания и отдущиной, однако Леонардо умер в 1519 году, так что мог быть только идейным вдохновителем, но сам участвовать в проекте не мог.

Интерьер замка Шамбор:

Крестообразный план также разграничивает четыре жилых пространства донжона, абсолютно идентичных на каждом этаже. Отличаются только два противоположных крыла: восточное «королевское» крыло и западное крыло с часовней. В эти части замка можно попасть из внутреннего двора по сквозным угловым лестницам или через верхние галереи.

Таким образом, ваш маршрут может включать посещение трех этажей донжона (двигайтесь вверх по большой центральной лестнице) и крыльев замка, а также осмотр галерей, которые соединяют два крыла замка с донжоном. С террас замка открывается прекрасный панорамный вид на корестности Шамбора.

Покои Франциска I

На втором этаже королевского крыла можно увидеть покои Франциска I: спальню, несколько отдельных примыкающих к ней кабинетов (гардеробная, рабочий кабинет) и ораторий, в котором особого внимания заслуживает сводчатый кессонный резной потолок. В этом крыле также находится большой старинный зал, именуемый «Советным», который в XVII веке был разделен на несколько помещений Гастоном Орлеанским, решившим переоборудовать его под свое жилище.

Своды

На третьем этаже донжона можно посмотреть еще один пример уникального декора замка: каждую из опор венчает внушительный кассетный свод в виде опущенной арки, украшенной эмблемами Франциска I. На ней изображены монограмма «F», саламандры, выпускающие струи воды для тушения «злого огня» и глотающие воду для поддержания «доброго огня», а также витые пояса с узлами. Повторяющиеся сотни раз, эти объемные символы свидетельствуют о желании монарха обозначить собственную власть с помощью эмблем, нанесенных на потолок донжона. Эти мощные своды выдерживают вес мощеных террас, расположенных на верхнем уровне. Они также оснащены замысловатой системой отвода дождевой воды.

XVIII век

Во многих покоях замка Шамбор сохранился интерьер 18-го века, когда здесь жили родственнико короля Людовика XV и гувернеры (парадная комната маршала Саксонского, покои принцев Конти, лавровые покои, комната гувернеров). Уют в этот период создавали за счет низких потолков, обитых тканью, изыщными паркетными полами, стенами, обшитыми деревом. Большие залы разделили деревянными перегородкампи на отдельные комнаты — спальни, кабинеты, ванные комнаты… Тогда же в замок привезли роскошую мебель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: