Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Ш»
Тема: «Прогулка с Нюшей»
Учитель-логопед Чимрова Е. А.
Цель: автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить правильное произношение звука «Ш» изолированно в слогах, словах.
- Закрепить навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематический слух, грамматический строй речи.
Коррекционно-воспитательные:
- Развивать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, развита общая и мелкая моторика; способен к волевым усилиям, проявляет инициативность и самостоятельность в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.
Оборудование: изображения Смешариков, картинки со звуком «Ш» в разной позиции, чемодан, игрушки, грецкие орехи, игра «4 лишний», счетные палочки.
Ребята, я хочу напомнить вам наше правило:
Каждый день всегда, везде:
На занятиях в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
Сейчас я вам расскажу одну интересную историю, которая приключилась с Нюшей. Однажды Нюша пошла на прогулку, погода была хорошая. Но вдруг неожиданно налетели тучи, закапал дождик, поднялся сильный ветер. Ветер дул с такой силой, что вместе с ветром от Нюши улетел ее любимый звук «Ш» и она неожиданно разучилась его произносить. Нюша очень расстроилась, начала везде искать «Ш», но у нее так ничего и не вышло. Пока она была занята поисками, ветер утих, дождь закончился. Нюша решила во что бы то ни стало снова научиться произносить звук «Ш». Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе с Нюшей на поиски потерянного звука. Для этого нам с вами необходимо подготовится - сделать гимнастику для язычка!
2. Артикуляционная гимнастика.
Дети выполняют гимнастику по картинкам. «Лягушка» - «Слоненок», «Лошадка», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Блинчик».
3. Развитие фонематического восприятия.
Нюша предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук». Я буду говорить звуки, а вы будете хлопать, когда услышите звук «Ш».
Ш, С, З, Ж, Ш, Ц, Ч, Ш, Щ, Ш, С, С, Ш, Ш.
Теперь я буду говорить звук «Ш» в слогах, а вы будете топать, когда услышите слог со звуком «Ш».
ША, СА, ЖО, ШО, СО, СУ, ШУ, ЗА, ШИ, СИ, ШУ, ЖУ, ЧА, ША.
Теперь я буду показывать и называть картинки, а вы будете поднимать руку, если услышите в названии звук «Ш».
Коза, лошадка, кошка, жук, лягушка. Молодцы ребята, все картинки со звуком «Ш» остались на своих местах.
4. Автоматизация звука «Ш».
1) изолированно
Нюша шла по лужайке и услышала, что в траве кто-то шипит. Нюша посмотрела внимательно и увидела, что это шипит змея. Змея делала так: «ш-ш-ш-ш-ш». Давайте и мы с вами попробуем так шипеть!
2) в слогах
На встречу Нюше шел Бараш, он увидел, что Нюша очень расстроена и предложил попеть с ним песенки. Ребята, давайте покажем Нюше как нужно петь песенки, выговаривая звук «Ш».
3) в словах
Нюша пошла дальше, и увидела Лосяша, он смотрел в подзорную трубу. Лосяш попросил Нюшу помочь ему разглядеть предметы, которые он видел в подзорной трубе. Давайте поможем им, назовем все предметы, четко выговаривая звук «Ш».
Следующим кого встретила Нюша был Кар-Карыч, который собирался в путешествие, но никак не мог определиться, что ему взять в дорогу. Нужно собрать вещи Кар-Карыча в чемодан, он должен взять вещи только со звуком «Ш».
5. Игра «4 лишний».
Молодцы, ребята, давайте отправимся с вами дальше. Посмотрите, какой грустный Крош. А все потому, что с ним никто не хочет поиграть. Давайте поиграем с ним в игру «4 лишний».
6. Развитие мелкой моторики.
Молодцы, вы отлично справляетесь. Но чтобы нам отправиться дальше, нам нужно с вами подготовить наши пальчики. Повторяйте движения за мной.
Самомассаж пальцев с помощью грецких орехов.
7. Игра «Один - много».
А вот и Копатыч. Он предлагает поиграть в игру «Один-много». Я буду говорить один предмет, а вы много.
Одна кошка - много кошек; один-карандаш-много карандашей; один шарф - много шарфов; один мешок - много мешков; одна шишка - много шишек.
8. Физкультминутка.
Предлагаю вам сделать вместе с Нюшей разминку. Повторяйте все движения за мной.
Белый бант в косе у Нюши (повороты вправо-влево, руки на поясе)
Будет прыгать вместе с ней (прыжки на месте),
Потому что на зарядку (наклоны вправо-влево)
Позвала она друзей (правая рука на левое плечо, а левая — на правое).
Нюша любит упражненья (обняв себя руками, повернуться вправо-влево)
Для поднятья настроенья! (хлопки в ладоши над головой)!
9. Закрепление графического образа буквы Ш. Нюша отправилась дальше и увидела Ежика, он что-то выкладывал из палочек. Нюше стало интересно, она подошла поближе и увидела, что он выкладывает из палочек букву Ш. Ребята, перед вами палочки, попробуйте и вы выложить букву Ш.
10. Итог занятия.
Ой, ребята, пока мы помогали Нюше, к ней незаметно вернулся звук «Ш». Нюша очень благодарна вам за помощь! Вам понравилось путешествовать с Нюшей? Скажите, какой звук искала Нюша, кого она встречала? Какую помощь просили ее друзья? Как вы думаете, всегда нужно помогать своим друзьям? Почему?
Ф. И. ребёнка: Миша Ф.
Возраст ребёнка: 5 лет 10 месяцев
Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии
Тема: автоматизация звука [ш]
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять представления о правильной артикуляции звука [ш];
- Познакомить ребёнка с буквой, обозначающей звук [ш];
- Расширение и активизация словаря
Коррекционно-развивающие:
Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- Закреплять условно-рефлекторную связь между акустическим и артикуляционным образом звука [ш];
- Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в чистом виде, в слогах типа ША, ШО, ШУ, ШЫ, в словах и в предложениях с отработанными словами.
- Формирование фонематического анализа на материале звуков, слогов и слов;
- Развитие ротового выдоха;
- Формирование фонематического слуха на звук [ш] на материале слов;
- Развитие умения составлять предложение по схеме (имя сущ. + глагол+ дополнение в винительном падеже);
- развитие кинестетических ощущений.
- Развитие словестно-логического мышления при ответах на вопросы
Коррекционно-воспитательные:
Закрепление навыка самоконтроля за речью;
- Закрепление навыка выполнения инструкции взрослого.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ш], шороховатая аппликация буквы, слоговые дорожки, картинки с изображением шаров, гребешка, лошадки, машины и кукол, волшебника; бутылочка с пенопластовыми шариками и соломинкой для коктейля.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Машина каша».
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность учителя-логопеда и ребёнка на занятии |
1. Орг. момент |
Л: Здравствуй, Миша! Какое у тебя настроение? Р: Здравствуйте! Хорошее настроение! Л: Сегодня на занятии мы с тобой будем работать над звуком [ш]. Волшебник приготовил нам задания, а мы будем их выполнять. Готов заниматься? Р: Да, готов! |
2. Развитие общей моторики |
Для начала нам надо расслабить мышцы тела. «Вдох-выдох, закрыли глаза. Представим шорох листвы, шум ветра, шорох травы». Ребёнок расслабляет мышцы тела, выполняя задания. Релаксация. |
3. Развитие мелкой моторики |
Л: Нам надо размять ещё наши пальчики. «Маша кашу наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке- в чашку, Мышке - в плошку. А цыплятам - в поварешку. Всю посуду заняла, Всё до крошки раздала». (Указательным пальцем правой руки «мешаем» в левой ладошке кашу. Загибаем по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды. Разжимаем пальцы. Сдуваем воображаемые крошки с ладошки.) |
4. Мимическая гимнастика |
Л: Представь, ты увидел Волшебника. Что ты сделаешь? Р: Удивлюсь! Ребёнок показывает удивление. Л: А Волшебник подарил тебе шары. Какое настроение у тебя будет? Р: Настроение радостное. Я улыбнусь и скажу «Спасибо!». Показывает улыбку. |
5. Артикуляционная гимнастика |
Л: Ещё мы не размяли наш язычок. Давай сделаем для него гимнастику! «Язычок широкий» «Накажем непослушный язычок» (пя-пя-пя) Слюнку проглоти. Сделаем «Чашечку». Облизнём «Вкусное варенье» А сейчас побудем волшебниками и сделаем «Фокус» (сдуть ватку с кончика носа) Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения 2-3 раза каждое под присмотром логопеда |
Л: Миша, ты любишь ходить на салют? Р: Да, люблю! Л: Нам с тобой можно самим сделать «Салют»! Возьми бутылочку в левую руку, а трубочку возьми в рот и придерживай правой рукой. Сделай вдох и подуй медленно и спокойно в трубочку, не раздувая щёк. Получится настоящий Салют! (упражнение выполняется 3 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у ребёнка) Ребёнок выполняет упражнение «Салют» под внимательным присмотром логопеда |
|
7. Автоматизация звука в изолированном виде |
Л: Покажи, пожалуйста, как мы с тобой научились красиво произносить звук [ш]. Ребёнок выполняет инструкцию |
8. Анализ артикуляции звука |
Л: Расскажи, что про звук [ш]. Ребёнок смотрит в зеркало на свою артикуляцию звука и артикуляцию логопеда. Происходит анализ артикуляции звука [ш]. Л: Скажи, когда ты произносишь звук [ш], губы открыты или закрыты? Р: Когда я произношу звук [ш] губы открыты и находятся в форме рупора; Л: Зубы сомкнуты или разомкнуты? Р: Зубы сомкнуты. Л: Широкий кончик языка поднят вверх или опущен? Р: Широкий кончик языка поднят вверх. Л: Когда мы произносим звук [ш]. язык находится в форме… Р: Язык находится в форме чашечки. Л: Звук [ш] обозначается буквой… |
9. Характеристика звука |
Л: Скажи, звук [ш] согласный или гласный? Почему? Р: Звук [ш] согласный, потому что воздушная струя при выходе встречает преграду. Л: Звук [ш] твёрдый или мягкий? Р: Звук [ш] твёрдый, т. к. спинка языка находится на дне ротовой полости. Л: Звук [ш] звонкий или глухой? Почему? Л: Каким цветом обозначается звук [ш], синим или зелёным? Почему? Р: Звук [ш] обозначается синим цветом, потому что он твёрдый. Л: Молодец! Ты очень хорошо справился с этим заданием. |
10. Связь звука с буквой |
Л: На письме звук [ш] обозначается буквой Ш. Миша, посмотри, на что похожа буква Ш? Р: Буква похожа на гребешок. Л: Ты знаешь, что такое гребешок? Показывается картинка гребешка. Р: Гребешком расчесывают волосы. Л: Молодец! А ещё гребешком называют гриву у лошадки (показ картинки). Давай потрогаем букву Ш. Какая она? Гладкая или шершавая? Ребёнок щупает - шершавая |
11. Развитие фонематического слуха и восприятия |
Л: Миша, Волшебник приготовил нам игру. Она называется «Слушая внимательно». Я буду произносить слоги со звуком [ш]. Если услышишь - подними руку. Будь внимателен. Ребёнок поднимает руку, когда слышит слоги, слова со звуком [ш]. Л: Шо, бы, ке, Ша. Теперь слушай слова, если услышишь слово со звуком [ш] - подними руку. Кошка, гиря, Шуба, газета, Шапка. Л: Предложение: «У кошки три котёнка». Сколько слов со звуком [ш] ты услышал в предложении? Р: В предложении 1 слово со звуком [ш]: Кошки Л: Молодец, Миша! |
12. Закрепление звука в слогах |
Л: Давай посмотрим на слоговую дорожку и произнесем слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ. Ребёнок произносит слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ |
13. Закрепление звука в словах. (Автоматизация правильного произнесения звука [ш] в словах с открытыми слогами) |
Л: Миша, посмотри, у нас есть следующее задание. Игра «Кто поедет на машине?» Давай поможем куклам сесть в машину. Но в ней могут поехать только те куклы, чьи имена заканчиваются слогом ША. Ребёнок «садит» в машину кукол, называя имена: Маша, Даша, Паша, Саша. |
14. Закрепление звука в предложении |
Послушай предложение и повтори: Волшебник подарил Саше шары. (Логопед следит за правильным произнесением звука [ш] в словах). Ребёнок повторяет предложение. |
15. Закрепление звука в тексте |
Л: Миша, Волшебник приготовил для тебя картинки, чтобы ты узнал, как он живёт. Посмотри на картинку и на схему предложения. Составь рассказ. Ребёнку даются 3 картинки с изображением жизни волшебника и схемы предложений (______ _____ ______.) Волшебник ест кашу. Волшебник покупает игрушки. Волшебник дарит шары. |
16. Домашнее задание |
Л: Дома тебе нужно будет вспомнить артикуляцию звука [ш], его характеристику. Повторить слоги: ша, шо, шу, шы. К предложению «Волшебник подарил шары» нарисуй картинку. Всё понятно? Р: Да. Я уже придумал, как нарисовать картинку! |
Чтобы скачать материал или !
Конспект
логопедического занятия
по автоматизации звука [ Ш ]
Тема:
Автоматизация звука [ Ш ] .
Цель:
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
1 . Образовательные: уточнить представления детей о звуке [Ш].
2. Коррекционные:
закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях и текстах;
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать фонематический слух;
развивать речевое дыхание;
развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
закрепить умение определять место звука в слове;
развивать умение соединять звуки в слова;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять в согласовании существительных с числительными;
упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
формировать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом, умение слушать.
Оборудование:
предметные картинки, игрушки главных героев.
Ход занятия:
Этапы
Деятельность логопеда
Деятельность детей
1. Орг. момент
В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
Логопед показывает детям приглашение, читает его:
«Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём».
Отправимся в гости?
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
Да.
Дети садятся на стулья.
2. Развитие фонематического слуха
Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.
Логопед достаёт игрушки
(Мишку и Машу).
В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша?
Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.
Звук [ Ш ] .
3. Объявление темы занятия
Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш).
4.Артикуляционная гимнастика
Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:
В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).
Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).
Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).
Под деревьями растут грибы (упражнение для языка и пальчиков «Грибок»).
- Соберём грибы в корзинку (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).
Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.
Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15 - 20 раз.
Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10 -15 раз.
Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5-6 раз.
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до10.
Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
5. Произношение изолированного звука
Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят
(Ш – ш – ш …).
Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук [Ш].
6. Анализ артикуляции
Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]?
- Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».
7. Характеристика звука
Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:
Звук (Ш) - согласный или гласный?
Какая преграда у звука [Ш]?
Звонкий или глухой?
Твёрдый или мягкий?
Каким цветом обозначаем?
Найдите на доске символ звука [Ш].
Согласный;
Зубки, язык;
Глухой;
Твёрдый ;
Синим.
Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш].
8.Связь звука с буквой
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Вот домик, где живёт наш звук [Ш].
Сегодня мы изучаем звук [Ш], который обозначается буквами Ш , ш . Посмотрите, как эту букву изобразил веселый художник. (На доске появляется рисунок с изображением забавной буквы Ш)
9. Закрепление звука в слогах
(Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.)
В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы?
Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается
(опора на мнемотаблицу № 1):
ша – шо - ша – ша
аш – уш – уш – уш
Назовите первый и последний слог:
ша – шо – шу – ши
шта – шту – шты – што
Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):
ша-ша – ша-ша-ша
шку-шку – шку-шку-шку
иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош
А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если листочки громко шуршат, то вы еле слышно. Если услышите тихий шелест, то вы шуршите громко.
ша – аша – ша – аша
уш – ушу - уш - ушу
Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.
ша – шо – шу - ши
аш – ош – уш - иш
Листопад.
- Шо.
Аш.
Ша, ши.
Шта, што.
ша-ша – ша-ша-ша
шку-шку – шку-шку-шку
иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош
Дети воспроизводят слоговые ряды, изображая руками, как опадают листья и меняют силу голоса:
ша – аша – ша – аша
уш – ушу - уш – ушу
Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.
ша – шо – шу - ши
аш – ош – уш - иш
10. Закрепление звука в словах
Ребята, посмотрите наша знакомая змейка ползёт… И по - моему ей нужна наша помощь…
Поможем ей доползти до её домика?
Надо назвать картинки чётко проговаривая звук [Ш].
11. Звуковой анализ и синтез слов
В благодарность наша змейка предлагает поиграть с ней в игру. Готовы?
Игра называется «Найди слово». Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем змейке определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.
12. Физминутка
Упражнение на внимание
«Тик-так, Маша, проснись».
Посмотрите, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас.
Тик – так, Маша … спит один час,
Тик – так, Маша … спит два часа,
Тик-так, Маша … спит три часа,
Тик – так, Маша … проснись.
13. Закрепление звука в предложении
- Наша Маша идёт по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у неё получается:
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте срочно карандаш.
Уш-уш-уш- я приму теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
- Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки?
Дети чётко проговаривают рифмы - предложения со звуком [Ш].
13. Закрепление звука в тексте
Маша, молодец. Но Мишка тоже умница. Посмотрите ребята, он нам приготовил текст с картинками. Нам надо повторить предложения, заменяя картинки словами. А потом пересказать его с самого начала. Справитесь?
Дети повторяют предложения, заменяя картинки словами.
14.Домашнее задание
Выполнить упражнение «Раскрась звуковую схему»
15. Итог занятия
Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?
В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?
Что было трудным для вас?
Дети отвечают на вопросы.
16. Оценка работы детей
Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).
Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком [Ш].
Сделайте из пальчиков «Лукошко». Мишка положит туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят вас порадовать Маша и Мишка.
Ш, а, р, ы (шары).
Детям дарят воздушные шары.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
З акрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Ход занятия.
1. Организационный момент: Правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
2. Сообщение темы занятия. « Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».
3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)
Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).
4. Развитие фонематического слуха.
Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).
5. Анализ артикуляции
- Губы округлены и слегка вытянуты вперед
- Зубы сближены, но не соприкасаются
- Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
- Средняя часть языка прогибается книзу.
- Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка
Игра на звукоподражание: « Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш
6. Договаривание последнего звука
А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … , ду … , камы … , малы … .
(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)
7. Автоматизация в слогах.
Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.
(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)
А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш
(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)
8. Автоматизация в словах.
А) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок
дорожку.
б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.
(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).
Проводится игра «Один - много»:
шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-
Ну вот теперь пора мышке и домой.
г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.
Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,
наш веселый … моет хвостик, моет…
Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –
Серенькая … Это едет к нам ….
9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!А какой звук помогал тебе на занятии?
ТАЯ РУПЫШЕВА
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [ш] в старшей группе
Цель : формирование правильного произношения звука [ш] и автоматизация звука [ш] в словах , слогах, предложениях.
Коррекционно-образовательные :
1. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]
Коррекционно-развивающие :
1. Развитие артикуляционной моторики
2. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] в слогах , в словах, в предложениях
3. Развитие фонематических процессов
4. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия
Коррекционно-воспитательные :
1. Привитие навыков самоконтроля за речь
2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]
Оборудование : предметные картинки, ИКТ, мышонок, мяч, паровозик,
Ход занятия
1. Сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Давай поздороваемся с ними. А чтобы продолжить наше занятие надо потренировать язычок – сделать зарядку.
(звучит музыка, выполняем артикуляционную гимнастику)
Кто-то к нам собирался в гости, если ты отгадаешь загадку, то он обязательно придет.
Кто шуршит за шкафом нашим?
По ночам пугает Машу.
Прячется в углу шуршонок.
Крошка серенький. (мышонок) .
2. Где-то он шуршит. Скорее всего, спрятался в шкафу. Как может шуршать мышонок? Шур-шур-шур, ши-шо-шу, аШта-аШна-аШка, анШа-амШа-акШа, шта-што-шту-шты (ребенок повторяет слоговые ряды, сжимая и перекладывая колючий мячик с левой руки в правую и наоборот).
А вот и он. Где спрятался мышонок? Как мы узнали, что мышонок спрятался в шкафу?
Мышонок хочет познакомиться. Его зовут Мыша.
Расскажи Мыше, что ты уже знаешь о звуке [ш] . Давай вспомним, как работают губы, зубы и язык при произношении звука [ш] .
3. Характеристика звука [ш] : согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок отвечает, какое положение занимают артикуляторные органы : губы «трубочкой» , зубки заборчиком, язык чашечкой.
Чтобы прийти к нам в гости, Мышонок одевался, наряжался
(подходим к ноутбуку)
4. Он надел только ту одежду и обувь, в названии которой есть звук [ш] . Что одел Мыша? Футболку, рубаШечку, колготки, брючки, Шортики, кофточку, сандалики, баШмачки, тапочки.
5. Мышонок любит, чтобы его называли ласково. Давай сделаем ему приятное, назовем его ласково :
Мыша, Мышуля, Мышаня, Мышутка, Мышулечка, Мышик
6. Мыша маленький и все предметы у него маленькие.
У Мыши не большая рубаха, а маленькая… .
У Мыши не большая шапка, а маленькая… .
У Мыши не большие шорты, а маленькие… .
У Мыши не большой шар, а маленький… .
У Мыши не большие уши, а маленькие… .
У Мыши не большая машина, а маленькая..
Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.
А теперь давай поиграем с мячиком. Я кидаю тебе мячик, называю слово, а ты его превращаешь в маленькое словечко – для нашего мышонка.
Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, шишка - шишечка, шапка - шапочка, катушка - катушечка, подушка-, лягушка-…
7. Мышонок Мыша – растеряша. Он так спешил к тебе, что по пути растерял и перемешал картинки. Предлагаются картинки : ландыш, шишка, груша, вишня, мошка, камыш, мишка, мышка, лук, помидор, апельсин, банан, корова. Помоги Мыше отобрать и назвать картинки, в названии которых есть звук [ш] .
Слайд 3 – работа с предметными картинками.
Устали, давай немного отдохнем.
Физминутка
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел веселый жук (Машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают,
Ш-ш-ш! (Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют.
Ш-ш-ш! (Повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал.
Ш-ш-ш! (Качаем поднятыми вверх руками)
Мыша тоже зашуршал : шур-шур-шур.
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)
Зашептал в воде камыш,
Ыш-ыш-ыш! (Подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь,
Ишь-ишь-ишь… (Присели)
Вот и отдохнули.
8. А Мышонок Мыша приготовил для тебя еще задание : нужно расселить по вагончикам картинки :
В первый вагончик разместить картинки, где звук Ш в начале слова , во второй вагончик – картинки, где звук Ш в середине слова , а в третий вагончик – картинки, где звук Ш стоит в конце слова.
9. Закончи предложение, используя слово мыШонок.
Под шкафом шуршит … (мыШонок)
Чуткие ушки у … (мыШонка)
Пушистая кошка подкралась к … (мыШонку)
Не поймать кошке … (мыШонка)
Мы наблюдаем за … (мыШонком) .
Итог занятия
Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие . А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
Ребенок. Ш-ш-ш.
Мышонку очень понравилось, как ты занимался и он дарит тебе воздушный шарик.
Публикации по теме:
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах, .
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л] Возраст: 5 лет (старшая группа). Диагноз: ОНР IV уровень. Цель: Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах и словосочетаниях.
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука «Л» «Поможем ласточке». Цель: Закреплять правильное произношение звука «Л».
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш]» Индивидуальное логопедическое занятие Тема: " Автоматизация звука Ш" Цели: 1. Автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях. 2.
Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук р в слогах и словах. Закреплять умение согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже. Развивать.
Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Л] Задача. Автоматизировать звук "л" во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. "Вкусное.