Логопедическое занятие автоматизация ш. Конспект занятия по автоматизации звука «Ш

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Ш»

Тема: «Прогулка с Нюшей»

Учитель-логопед Чимрова Е. А.

Цель: автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематический слух, грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательные:

  • Развивать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, развита общая и мелкая моторика; способен к волевым усилиям, проявляет инициативность и самостоятельность в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

Оборудование: изображения Смешариков, картинки со звуком «Ш» в разной позиции, чемодан, игрушки, грецкие орехи, игра «4 лишний», счетные палочки.

1.Организационный момент:

Ребята, я хочу напомнить вам наше правило:

Каждый день всегда, везде:

На занятиях в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим!

Сейчас я вам расскажу одну интересную историю, которая приключилась с Нюшей. Однажды Нюша пошла на прогулку, погода была хорошая. Но вдруг неожиданно налетели тучи, закапал дождик, поднялся сильный ветер. Ветер дул с такой силой, что вместе с ветром от Нюши улетел ее любимый звук «Ш» и она неожиданно разучилась его произносить. Нюша очень расстроилась, начала везде искать «Ш», но у нее так ничего и не вышло. Пока она была занята поисками, ветер утих, дождь закончился. Нюша решила во что бы то ни стало снова научиться произносить звук «Ш». Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе с Нюшей на поиски потерянного звука. Для этого нам с вами необходимо подготовится - сделать гимнастику для язычка!

2. Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют гимнастику по картинкам. «Лягушка» - «Слоненок», «Лошадка», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Блинчик».

3. Развитие фонематического восприятия.

Нюша предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук». Я буду говорить звуки, а вы будете хлопать, когда услышите звук «Ш».

Ш, С, З, Ж, Ш, Ц, Ч, Ш, Щ, Ш, С, С, Ш, Ш.

Теперь я буду говорить звук «Ш» в слогах, а вы будете топать, когда услышите слог со звуком «Ш».

ША, СА, ЖО, ШО, СО, СУ, ШУ, ЗА, ШИ, СИ, ШУ, ЖУ, ЧА, ША.

Теперь я буду показывать и называть картинки, а вы будете поднимать руку, если услышите в названии звук «Ш».

Коза, лошадка, кошка, жук, лягушка. Молодцы ребята, все картинки со звуком «Ш» остались на своих местах.

4. Автоматизация звука «Ш».

1) изолированно

Нюша шла по лужайке и услышала, что в траве кто-то шипит. Нюша посмотрела внимательно и увидела, что это шипит змея. Змея делала так: «ш-ш-ш-ш-ш». Давайте и мы с вами попробуем так шипеть!

2) в слогах

На встречу Нюше шел Бараш, он увидел, что Нюша очень расстроена и предложил попеть с ним песенки. Ребята, давайте покажем Нюше как нужно петь песенки, выговаривая звук «Ш».

3) в словах

Нюша пошла дальше, и увидела Лосяша, он смотрел в подзорную трубу. Лосяш попросил Нюшу помочь ему разглядеть предметы, которые он видел в подзорной трубе. Давайте поможем им, назовем все предметы, четко выговаривая звук «Ш».

Следующим кого встретила Нюша был Кар-Карыч, который собирался в путешествие, но никак не мог определиться, что ему взять в дорогу. Нужно собрать вещи Кар-Карыча в чемодан, он должен взять вещи только со звуком «Ш».

5. Игра «4 лишний».

Молодцы, ребята, давайте отправимся с вами дальше. Посмотрите, какой грустный Крош. А все потому, что с ним никто не хочет поиграть. Давайте поиграем с ним в игру «4 лишний».

6. Развитие мелкой моторики.

Молодцы, вы отлично справляетесь. Но чтобы нам отправиться дальше, нам нужно с вами подготовить наши пальчики. Повторяйте движения за мной.

Самомассаж пальцев с помощью грецких орехов.

7. Игра «Один - много».

А вот и Копатыч. Он предлагает поиграть в игру «Один-много». Я буду говорить один предмет, а вы много.

Одна кошка - много кошек; один-карандаш-много карандашей; один шарф - много шарфов; один мешок - много мешков; одна шишка - много шишек.

8. Физкультминутка.

Предлагаю вам сделать вместе с Нюшей разминку. Повторяйте все движения за мной.

Белый бант в косе у Нюши (повороты вправо-влево, руки на поясе)

Будет прыгать вместе с ней (прыжки на месте),

Потому что на зарядку (наклоны вправо-влево)

Позвала она друзей (правая рука на левое плечо, а левая — на правое).

Нюша любит упражненья (обняв себя руками, повернуться вправо-влево)

Для поднятья настроенья! (хлопки в ладоши над головой)!

9. Закрепление графического образа буквы Ш. Нюша отправилась дальше и увидела Ежика, он что-то выкладывал из палочек. Нюше стало интересно, она подошла поближе и увидела, что он выкладывает из палочек букву Ш. Ребята, перед вами палочки, попробуйте и вы выложить букву Ш.

10. Итог занятия.

Ой, ребята, пока мы помогали Нюше, к ней незаметно вернулся звук «Ш». Нюша очень благодарна вам за помощь! Вам понравилось путешествовать с Нюшей? Скажите, какой звук искала Нюша, кого она встречала? Какую помощь просили ее друзья? Как вы думаете, всегда нужно помогать своим друзьям? Почему?

Ф. И. ребёнка: Миша Ф.

Возраст ребёнка: 5 лет 10 месяцев

Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии

Тема: автоматизация звука [ш]

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять представления о правильной артикуляции звука [ш];
- Познакомить ребёнка с буквой, обозначающей звук [ш];
- Расширение и активизация словаря

Коррекционно-развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- Закреплять условно-рефлекторную связь между акустическим и артикуляционным образом звука [ш];
- Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в чистом виде, в слогах типа ША, ШО, ШУ, ШЫ, в словах и в предложениях с отработанными словами.
- Формирование фонематического анализа на материале звуков, слогов и слов;
- Развитие ротового выдоха;
- Формирование фонематического слуха на звук [ш] на материале слов;
- Развитие умения составлять предложение по схеме (имя сущ. + глагол+ дополнение в винительном падеже);
- развитие кинестетических ощущений.
- Развитие словестно-логического мышления при ответах на вопросы

Коррекционно-воспитательные:

Закрепление навыка самоконтроля за речью;
- Закрепление навыка выполнения инструкции взрослого.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ш], шороховатая аппликация буквы, слоговые дорожки, картинки с изображением шаров, гребешка, лошадки, машины и кукол, волшебника; бутылочка с пенопластовыми шариками и соломинкой для коктейля.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Машина каша».

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда и ребёнка на занятии

1. Орг. момент

Л: Здравствуй, Миша! Какое у тебя настроение?

Р: Здравствуйте! Хорошее настроение!

Л: Сегодня на занятии мы с тобой будем работать над звуком [ш].

Волшебник приготовил нам задания, а мы будем их выполнять. Готов заниматься?

Р: Да, готов!

2. Развитие общей моторики

Для начала нам надо расслабить мышцы тела.

«Вдох-выдох, закрыли глаза.

Представим шорох листвы, шум ветра, шорох травы».

Ребёнок расслабляет мышцы тела, выполняя задания. Релаксация.

3. Развитие мелкой моторики

Л: Нам надо размять ещё наши пальчики.

«Маша кашу наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке- в чашку,

Мышке - в плошку.

А цыплятам - в поварешку.

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала».

(Указательным пальцем правой руки «мешаем» в левой ладошке кашу.

Загибаем по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды. Разжимаем пальцы. Сдуваем воображаемые крошки с ладошки.)

4. Мимическая гимнастика

Л: Представь, ты увидел Волшебника. Что ты сделаешь?

Р: Удивлюсь!

Ребёнок показывает удивление.

Л: А Волшебник подарил тебе шары. Какое настроение у тебя будет?

Р: Настроение радостное. Я улыбнусь и скажу «Спасибо!». Показывает улыбку.

5. Артикуляционная гимнастика

Л: Ещё мы не размяли наш язычок. Давай сделаем для него гимнастику!

«Язычок широкий»

«Накажем непослушный язычок» (пя-пя-пя)

Слюнку проглоти.

Сделаем «Чашечку». Облизнём «Вкусное варенье»

А сейчас побудем волшебниками и сделаем «Фокус» (сдуть ватку с кончика носа)

Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения 2-3 раза каждое под присмотром логопеда

Л: Миша, ты любишь ходить на салют?

Р: Да, люблю!

Л: Нам с тобой можно самим сделать «Салют»!

Возьми бутылочку в левую руку, а трубочку возьми в рот и придерживай правой рукой. Сделай вдох и подуй медленно и спокойно в трубочку, не раздувая щёк. Получится настоящий Салют!

(упражнение выполняется 3 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у ребёнка)

Ребёнок выполняет упражнение «Салют» под внимательным присмотром логопеда

7. Автоматизация звука в изолированном виде

Л: Покажи, пожалуйста, как мы с тобой научились красиво произносить звук [ш].

Ребёнок выполняет инструкцию

8. Анализ артикуляции звука

Л: Расскажи, что про звук [ш].

Ребёнок смотрит в зеркало на свою артикуляцию звука и артикуляцию логопеда. Происходит анализ артикуляции звука [ш].

Л: Скажи, когда ты произносишь звук [ш], губы открыты или закрыты?

Р: Когда я произношу звук [ш] губы открыты и находятся в форме рупора;

Л: Зубы сомкнуты или разомкнуты?

Р: Зубы сомкнуты.

Л: Широкий кончик языка поднят вверх или опущен?

Р: Широкий кончик языка поднят вверх.

Л: Когда мы произносим звук [ш]. язык находится в форме…

Р: Язык находится в форме чашечки.

Л: Звук [ш] обозначается буквой…

9. Характеристика звука

Л: Скажи, звук [ш] согласный или гласный? Почему?

Р: Звук [ш] согласный, потому что воздушная струя при выходе встречает преграду.

Л: Звук [ш] твёрдый или мягкий?

Р: Звук [ш] твёрдый, т. к. спинка языка находится на дне ротовой полости.

Л: Звук [ш] звонкий или глухой? Почему?

Л: Каким цветом обозначается звук [ш], синим или зелёным? Почему?

Р: Звук [ш] обозначается синим цветом, потому что он твёрдый.

Л: Молодец! Ты очень хорошо справился с этим заданием.

10. Связь звука с буквой

Л: На письме звук [ш] обозначается буквой Ш. Миша, посмотри, на что похожа буква Ш?

Р: Буква похожа на гребешок.

Л: Ты знаешь, что такое гребешок?

Показывается картинка гребешка.

Р: Гребешком расчесывают волосы.

Л: Молодец! А ещё гребешком называют гриву у лошадки (показ картинки).

Давай потрогаем букву Ш. Какая она? Гладкая или шершавая?

Ребёнок щупает - шершавая

11. Развитие фонематического слуха и восприятия

Л: Миша, Волшебник приготовил нам игру. Она называется «Слушая внимательно».

Я буду произносить слоги со звуком [ш]. Если услышишь - подними руку. Будь внимателен.

Ребёнок поднимает руку, когда слышит слоги, слова со звуком [ш].

Л: Шо, бы, ке, Ша.

Теперь слушай слова, если услышишь слово со звуком [ш] - подними руку. Кошка, гиря, Шуба, газета, Шапка.

Л: Предложение: «У кошки три котёнка».

Сколько слов со звуком [ш] ты услышал в предложении?

Р: В предложении 1 слово со звуком [ш]: Кошки

Л: Молодец, Миша!

12. Закрепление звука в слогах

Л: Давай посмотрим на слоговую дорожку и произнесем слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ.

Ребёнок произносит слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ

13. Закрепление звука в словах.

(Автоматизация правильного произнесения звука [ш] в словах с открытыми слогами)

Л: Миша, посмотри, у нас есть следующее задание. Игра «Кто поедет на машине?»

Давай поможем куклам сесть в машину. Но в ней могут поехать только те куклы, чьи имена заканчиваются слогом ША.

Ребёнок «садит» в машину кукол, называя имена:

Маша, Даша, Паша, Саша.

14. Закрепление звука в предложении

Послушай предложение и повтори:

Волшебник подарил Саше шары.

(Логопед следит за правильным произнесением звука [ш] в словах).

Ребёнок повторяет предложение.

15. Закрепление звука в тексте

Л: Миша, Волшебник приготовил для тебя картинки, чтобы ты узнал, как он живёт.

Посмотри на картинку и на схему предложения. Составь рассказ.

Ребёнку даются 3 картинки с изображением жизни волшебника и схемы предложений (______ _____ ______.)

Волшебник ест кашу. Волшебник покупает игрушки. Волшебник дарит шары.

16. Домашнее задание

Л: Дома тебе нужно будет вспомнить артикуляцию звука [ш], его характеристику. Повторить слоги: ша, шо, шу, шы. К предложению «Волшебник подарил шары» нарисуй картинку. Всё понятно?

Р: Да. Я уже придумал, как нарисовать картинку!

Чтобы скачать материал или !

Конспект

логопедического занятия

по автоматизации звука [ Ш ]

Тема:

Автоматизация звука [ Ш ] .

Цель:

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

1 . Образовательные: уточнить представления детей о звуке [Ш].

2. Коррекционные:

    закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях и текстах;

    развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    развивать фонематический слух;

    развивать речевое дыхание;

    развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

    закрепить умение определять место звука в слове;

    развивать умение соединять звуки в слова;

    развивать внимание, память, мышление;

    упражнять в согласовании существительных с числительными;

    упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.

4. Воспитательные:

    формировать положительную мотивацию на занятии;

    воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом, умение слушать.

Оборудование:

предметные картинки, игрушки главных героев.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Орг. момент

В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.

Логопед показывает детям приглашение, читает его:

«Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём».

Отправимся в гости?

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Да.

Дети садятся на стулья.

2. Развитие фонематического слуха

Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.

Логопед достаёт игрушки

(Мишку и Машу).

В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша?

Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.

Звук [ Ш ] .

3. Объявление темы занятия

Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш).

4.Артикуляционная гимнастика

Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:

В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).

Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).

Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).

Под деревьями растут грибы (упражнение для языка и пальчиков «Грибок»).

- Соберём грибы в корзинку (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).

Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15 - 20 раз.

Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10 -15 раз.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5-6 раз.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до10.

Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

5. Произношение изолированного звука

Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят

(Ш – ш – ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук [Ш].

6. Анализ артикуляции

Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]?

- Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».

7. Характеристика звука

Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:

    Звук (Ш) - согласный или гласный?

    Какая преграда у звука [Ш]?

    Звонкий или глухой?

    Твёрдый или мягкий?

    Каким цветом обозначаем?

Найдите на доске символ звука [Ш].

    Согласный;

    Зубки, язык;

    Глухой;

    Твёрдый ;

    Синим.

Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш].

8.Связь звука с буквой

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Вот домик, где живёт наш звук [Ш].


Сегодня мы изучаем звук [Ш], который обозначается буквами Ш , ш . Посмотрите, как эту букву изобразил веселый художник. (На доске появляется рисунок с изображением забавной буквы Ш)


9. Закрепление звука в слогах

(Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.)

В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы?

Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается

(опора на мнемотаблицу № 1):

ша – шо - ша – ша

аш – уш – уш – уш

Назовите первый и последний слог:

ша – шо – шу – ши

шта – шту – шты – што

Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):

ша-ша – ша-ша-ша

шку-шку – шку-шку-шку

иш-иш-иш – иш-иш

шош-шош-шош – шош-шош

А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если листочки громко шуршат, то вы еле слышно. Если услышите тихий шелест, то вы шуршите громко.

ша – аша – ша – аша

уш – ушу - уш - ушу

Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.

ша – шо – шу - ши

аш – ош – уш - иш

Листопад.

- Шо.

Аш.

Ша, ши.

Шта, што.

ша-ша – ша-ша-ша

шку-шку – шку-шку-шку

иш-иш-иш – иш-иш

шош-шош-шош – шош-шош

Дети воспроизводят слоговые ряды, изображая руками, как опадают листья и меняют силу голоса:

ша – аша – ша – аша

уш – ушу - уш – ушу

Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.

ша – шо – шу - ши

аш – ош – уш - иш

10. Закрепление звука в словах

Ребята, посмотрите наша знакомая змейка ползёт… И по - моему ей нужна наша помощь…

Поможем ей доползти до её домика?

Надо назвать картинки чётко проговаривая звук [Ш].

11. Звуковой анализ и синтез слов

В благодарность наша змейка предлагает поиграть с ней в игру. Готовы?

Игра называется «Найди слово». Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем змейке определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.

12. Физминутка

Упражнение на внимание

«Тик-так, Маша, проснись».

Посмотрите, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас.

Тик – так, Маша … спит один час,
Тик – так, Маша … спит два часа,
Тик-так, Маша … спит три часа,
Тик – так, Маша … проснись.

13. Закрепление звука в предложении

- Наша Маша идёт по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у неё получается:

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Аш-аш-аш- дайте срочно карандаш.

Уш-уш-уш- я приму теплый душ.

Иш-иш-иш- у меня малыш.

Ошка-ошка- на окошке кошка.
- Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки?

Дети чётко проговаривают рифмы - предложения со звуком [Ш].

13. Закрепление звука в тексте

Маша, молодец. Но Мишка тоже умница. Посмотрите ребята, он нам приготовил текст с картинками. Нам надо повторить предложения, заменяя картинки словами. А потом пересказать его с самого начала. Справитесь?

Дети повторяют предложения, заменяя картинки словами.

14.Домашнее задание

Выполнить упражнение «Раскрась звуковую схему»

15. Итог занятия

Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?

В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

Что было трудным для вас?

Дети отвечают на вопросы.

16. Оценка работы детей

Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).

Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком [Ш].

Сделайте из пальчиков «Лукошко». Мишка положит туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят вас порадовать Маша и Мишка.

Ш, а, р, ы (шары).

Детям дарят воздушные шары.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

З акрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия. « Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».

3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)

Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).

4. Развитие фонематического слуха.

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).

5. Анализ артикуляции

  • Губы округлены и слегка вытянуты вперед
  • Зубы сближены, но не соприкасаются
  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
  • Средняя часть языка прогибается книзу.
  • Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка

Игра на звукоподражание: « Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш

6. Договаривание последнего звука

А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … , ду … , камы … , малы … .

(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)

7. Автоматизация в слогах.

Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)

А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш

(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)

8. Автоматизация в словах.

А) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок

дорожку.

б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.

(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).

Проводится игра «Один - много»:

шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-

Ну вот теперь пора мышке и домой.

г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,

наш веселый … моет хвостик, моет…

Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –

Серенькая … Это едет к нам ….

9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!А какой звук помогал тебе на занятии?

ТАЯ РУПЫШЕВА
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [ш] в старшей группе

Цель : формирование правильного произношения звука [ш] и автоматизация звука [ш] в словах , слогах, предложениях.

Коррекционно-образовательные :

1. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]

Коррекционно-развивающие :

1. Развитие артикуляционной моторики

2. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] в слогах , в словах, в предложениях

3. Развитие фонематических процессов

4. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Коррекционно-воспитательные :

1. Привитие навыков самоконтроля за речь

2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

Оборудование : предметные картинки, ИКТ, мышонок, мяч, паровозик,

Ход занятия

1. Сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Давай поздороваемся с ними. А чтобы продолжить наше занятие надо потренировать язычок – сделать зарядку.

(звучит музыка, выполняем артикуляционную гимнастику)

Кто-то к нам собирался в гости, если ты отгадаешь загадку, то он обязательно придет.

Кто шуршит за шкафом нашим?

По ночам пугает Машу.

Прячется в углу шуршонок.

Крошка серенький. (мышонок) .

2. Где-то он шуршит. Скорее всего, спрятался в шкафу. Как может шуршать мышонок? Шур-шур-шур, ши-шо-шу, аШта-аШна-аШка, анШа-амШа-акШа, шта-што-шту-шты (ребенок повторяет слоговые ряды, сжимая и перекладывая колючий мячик с левой руки в правую и наоборот).

А вот и он. Где спрятался мышонок? Как мы узнали, что мышонок спрятался в шкафу?

Мышонок хочет познакомиться. Его зовут Мыша.

Расскажи Мыше, что ты уже знаешь о звуке [ш] . Давай вспомним, как работают губы, зубы и язык при произношении звука [ш] .

3. Характеристика звука [ш] : согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок отвечает, какое положение занимают артикуляторные органы : губы «трубочкой» , зубки заборчиком, язык чашечкой.

Чтобы прийти к нам в гости, Мышонок одевался, наряжался

(подходим к ноутбуку)

4. Он надел только ту одежду и обувь, в названии которой есть звук [ш] . Что одел Мыша? Футболку, рубаШечку, колготки, брючки, Шортики, кофточку, сандалики, баШмачки, тапочки.

5. Мышонок любит, чтобы его называли ласково. Давай сделаем ему приятное, назовем его ласково :

Мыша, Мышуля, Мышаня, Мышутка, Мышулечка, Мышик

6. Мыша маленький и все предметы у него маленькие.

У Мыши не большая рубаха, а маленькая… .

У Мыши не большая шапка, а маленькая… .

У Мыши не большие шорты, а маленькие… .

У Мыши не большой шар, а маленький… .

У Мыши не большие уши, а маленькие… .

У Мыши не большая машина, а маленькая..

Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.

А теперь давай поиграем с мячиком. Я кидаю тебе мячик, называю слово, а ты его превращаешь в маленькое словечко – для нашего мышонка.

Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, шишка - шишечка, шапка - шапочка, катушка - катушечка, подушка-, лягушка-…

7. Мышонок Мыша – растеряша. Он так спешил к тебе, что по пути растерял и перемешал картинки. Предлагаются картинки : ландыш, шишка, груша, вишня, мошка, камыш, мишка, мышка, лук, помидор, апельсин, банан, корова. Помоги Мыше отобрать и назвать картинки, в названии которых есть звук [ш] .

Слайд 3 – работа с предметными картинками.

Устали, давай немного отдохнем.

Физминутка

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем)

Пролетел веселый жук (Машем руками-крыльями)

Гуси шеи выгибают,

Ш-ш-ш! (Круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют.

Ш-ш-ш! (Повороты туловища влево-вправо)

Ветер ветки раскачал.

Ш-ш-ш! (Качаем поднятыми вверх руками)

Мыша тоже зашуршал : шур-шур-шур.

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш,

Ыш-ыш-ыш! (Подняли вверх руки, потянулись)

И опять настала тишь,

Ишь-ишь-ишь… (Присели)

Вот и отдохнули.

8. А Мышонок Мыша приготовил для тебя еще задание : нужно расселить по вагончикам картинки :

В первый вагончик разместить картинки, где звук Ш в начале слова , во второй вагончик – картинки, где звук Ш в середине слова , а в третий вагончик – картинки, где звук Ш стоит в конце слова.

9. Закончи предложение, используя слово мыШонок.

Под шкафом шуршит … (мыШонок)

Чуткие ушки у … (мыШонка)

Пушистая кошка подкралась к … (мыШонку)

Не поймать кошке … (мыШонка)

Мы наблюдаем за … (мыШонком) .

Итог занятия

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие . А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

Ребенок. Ш-ш-ш.

Мышонку очень понравилось, как ты занимался и он дарит тебе воздушный шарик.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах, .

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л] Возраст: 5 лет (старшая группа). Диагноз: ОНР IV уровень. Цель: Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах и словосочетаниях.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука «Л» «Поможем ласточке». Цель: Закреплять правильное произношение звука «Л».

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш]» Индивидуальное логопедическое занятие Тема: " Автоматизация звука Ш" Цели: 1. Автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях. 2.

Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук р в слогах и словах. Закреплять умение согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже. Развивать.

Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Л] Задача. Автоматизировать звук "л" во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. "Вкусное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: