Отличия слияния от присоединения. Преобразование АО в ООО. Cлияние предприятий и их последствия

В ходе осуществления хозяйственной деятельности организации часто наступает необходимость смены организационно-правовой формы, слияния, присоединения или осуществления реорганизации фирмы в другой её форме.
Для реорганизации фирмы необходимо пройти ряд этапов и соблюсти некоторые процедуры и формальности, в том числе, в зависимости от вида реорганизации это может быть внесение изменений в учредительные документы компании, создание новой компании или несольких компаний, прекращение деятельности компаний и т.п. Иными словами, необходимо зарегистрировать реорганизацию фирм в регистрирующем органе и ЕГРЮЛ.

Реорганизация фирмы - это довольно долгая и непростая процедура, доверить выполнение которой, лучше всего профессионалам нашей компании. Мы с удовольствием окажем Вам все соответствующие услуги, связанные с проведением процедуры реорганизации Вашей фирмы.

Реорганизация фирмы (юридического лица) может быть осуществлена в различных формах. Всего форм реорганизации 5:

На этой страничке Вы можете прочитать общие сведения о каждой из форм реорганизации фирм и общие сведения о процедуре реорганизации, основные этапы которой для всех видов реорганизации одинаковы, но могут различаться в нюансах. Если Вы хотите подробнее узнать о тонкостях конкретного вида реорганизации, перейдите, пожалуста, на страницу интересующего Вас вида реорганизации.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ:

Две или больше компаний сливаются в третье юридическое лицо, которое создается в результате реоргнаизации. Сновь созданное юридическое лицо является правопреемником. Исходные юридические лица в случае реорганизации в форме слияния прекращают свою деятельность (ликвидируются).

Одно или несколько юридических лиц передают права и обязательства другому и являются присоединенными к данному лицу, прекратив свою деятельность. При этом лицо, к которому присоединено другое юридическое лицо, продолжает свою деятельность.

Одно юридическое лицо ликвидируется за счет создания нескольких юридических лиц, где имущество первого разделяется между несколькими последующими. Правопреемниками в данном случае являются вновь созданные юридические лица. Реорганизованное лицо ликвидируется.

Из юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо не ликвидируется, а лишь передает часть своих прав и обязательств вновь созданным лицам.

Смена организационно-правовой формы, в данном случае правопреемником является вновь созданное юридическое лицо.

ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА РЕОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЫ:

Любая реорганизация состоит из ряда действий, которые необходимо осуществить для ее успешной регистрации. Мы выделяем три этапа, которые вкратце опишем ниже:

1 ЭТАП. Начало процедуры реорганизации.

На этом этапе высший орган управления каждой из фирм, участвующих в реорганизации, принимает решение о реорганизации. В этом решении каждая из компаний обязана принять ряд обязательных решений, которые различаются в зависимости от формы реорганизации.

Одна из участвующих в реорганизации фирм подает в регистрирующий орган уведомление о начле процедуры реорганизации в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о реорганизации.

Каждая из участвующих в реорганизации фирм уведомляет свою территориальную ИФНС, свое отделение ПФР и ФСС - в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о реорганизации.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ - 2 недели.

2 ЭТАП. Уведомление кредиторов и решение общих вопросов.

На этом этапе одна из участвующих фирм дважды, с периодичностью раз в месяц, помещает в средствах массовой информации от имени всех участвующих в реорганизации фирм уведомление о реорганизации.

Кроме того, каждая из участвующих фирм письменно уведомляет всех известных редиторов о своей реорганизации.

Так же на этом этапе компании подготавливают и сдают отчетность в связи с реорганизацией в налоговый орган и внебюджетные фонды и получают справку из ПФР о персонифицированном учете.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ - 6 недель.

3 ЭТАП. Завершение реорганизации.

На этом этапе в регистрирующий орган подаются документы, для каждой из форм реорганизации различные, для государственной регистраици завершения реорганизации.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ - 2 недели.

Итого минимальная общая продолжительность реорганизации составляет 10 недель, т.е. 2,5 месяца.

Однако на зачастую на практике, в силу различных причин, данный срок может возрасти до 3-4 месяцев. Это может быть связано как с объективными (праздники, даты выхода публикации и т.п.), так и субъективными (задержки оплаты публикации, пошлин, задержки заверения заявителем форм, отказы и т.п.) причинами.

Нередко к нам обращаются компании, которые самостоятельно приступили к процедуре реорганизации, подготвоили чатсь документов, но не могут ее завершить, получая отказ за отказом. Это связано с тем, что существует множество нюансов, о которых знаем мы, однако о чем зачастую не могут догадаться люди, не имеющие в этой области достаточного опыта.

Обращайтесь в Юридическую компанию Простые Решения и мы с радостью поможем Вам!

КОМПЛЕКСНЫЕ УСЛУГИ по реорганизации фирм

(сроки указаны в календарных месяцах, а стоимость не включает государственную пошлину, оплату публикации в органах печати и иные необходимые платежи)

ЧТО ВХОДИТ В СТОИМОСТЬ:

Полное юридическое сопровождение процедуры реорганизации;

Полное курьерское обслуживание заказа.

Конкретный состав услуг различается в зависимости от формы реорганизации. Для более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь на страницу интересующей Вас формы реорганизации.

Хотите осуществить реорганизацию фирмы, обращайтесь к профессионалам. Звоните!

Документ: Реорганизация предприятия путем слияния или присоединения

Материал подготовлен специалистами издательства ООО "Баланс-Клуб"

Реорганизация предприятия путем
слияния или присоединения

Бывают случаи, когда учредители нескольких юридических лиц хотят объединить свои предприятия в одно юридическое лицо в целях более продуктивной деятельности в дальнейшем. Такой процесс называется реорганизацией путем слияния или присоединения. При этом следует знать, что реорганизация путем слияния означает прекращение деятельности всех предприятий, которые сливаются, а реорганизация путем присоединения - это прекращение деятельности только присоединяемого предприятия. И в том и в другом случае все имущество, права и обязанности реорганизуемых предприятий передаются юридическому лицу - правопреемнику.

В настоящей консультации мы рассмотрим некоторые особенности реорганизации предприятий путем слияния и присоединения.

В чем отличие присоединения от слияния?

Присоединение - процесс "вливания" одного предприятия в другое. Причем реорганизуется и прекращает свою деятельность именно присоединяемое юридическое лицо.

На схеме это выглядит следующим образом:

Предприятие А + Предприятие В = Предприятие А

В отличие от слияния присоединение не создает нового юридического лица. Действительно, предприятие, присоединяющее к себе другое предприятие, получает имущество и комплекс прав и обязанностей реорганизуемого предприятия, то есть становится правопреемником присоединенного (присоединенных) предприятия.

При этом такое предприятие сохраняет свой код ЕГРПОУ и даже может оставить свои изначальные регистрационные данные: наименование, юридический адрес, банковские и другие реквизиты.

Слияние - полное соединение имущества, прав и обязанностей двух (нескольких) предприятий в одно вновь созданное юридическое лицо, являющееся наследником и правопреемником прежних субъектов хозяйственной деятельности.

На схеме это выглядит таким образом:

Предприятие А + Предприятие В = Предприятие С

Процессы присоединения и слияния сходны, поскольку "сливающимся" предприятиям, равно как и присоединяющемуся предприятию, нужно зарегистрировать у государственного регистратора по месту своей государственной регистрации прекращение юридического лица на условиях, предусмотренных ст. 33 - 35 и ст. 37 Закона № 755.

Кто принимает решение о реорганизации?

В соответствии со ст. 106 ГК принять решение о реорганизации предприятий могут:

Учредители;

Орган предприятия (наблюдательный совет директор, президент, правление и т. д.), если в учредительных документах четко определено право этого органа на принятие решения о реорганизации.

Следовательно, первым шагом при оформлении слияния (присоединения) по собственному решению будет составление на предприятии протокола собрания учредителей или акта (решения, приказа) другого уполномоченного уставом органа юридического лица.

В таком документе должен четко указываться вид реорганизации (присоединение, слияние), а также юридическое лицо - правопреемник реорганизуемого юридического лица.

Что происходит с учредителями
при слиянии и присоединении?

При слиянии и присоединении учредители реорганизованного юридического лица входят в состав присоединяющего или нового (при слиянии) предприятия.

При этом при слиянии учредители "сливающихся" предприятий формируют уставный капитал нового предприятия и распределяют в нем доли пропорционально своим вкладам. При присоединении учредители присоединяемого предприятия входят в состав учредителей присоединяющего предприятия, увеличивая его уставный капитал и получая доли пропорционально своим вкладам.

Как оформляется передача прав и
обязанностей правопреемнику?

Комиссия по прекращению

Проведение слияния или присоединения на реорганизуемых предприятиях выполняет комиссия по прекращению юридического лица (п. 2 ст. 105 ГК), состав которой назначается учредителями (оформляется протоколом собрания учредителей) или органом юридического лица, принявшим решение о реорганизации (оформляется приказом по предприятию).

Назначение комиссии согласовывается с государственным регистратором в течение двух дней после представления ему своего решения о прекращении юридического лица (п. 9 ст. 34 Закона № 755). Комиссия по прекращению юридического лица может полностью управлять делами реорганизуемого юридического лица. В ее обязанности, кроме прочих, входит составление основного документа о правопреемстве (передаче всех прав и обязанностей) - передаточного акта (ст. 107 ГК).

Передаточный акт

Передаточный акт составляется по истечении двух месяцев с даты публикации объявления о реорганизации в специальном печатном СМИ*. В акте комиссией указываются все существующие на момент реорганизации права и обязанности, в том числе данные об имуществе, кредиторах и должниках.

Передаточный акт должен содержать положение о правопреемстве всего, чем обладало реорганизуемое предприятие.

В случае слияния все имущественные права и обязанности (имущество, требования, долги) переходят к вновь созданному путем слияния юридическому лицу (п. 2 ст. 59 ХК).

В случае присоединения все имущественные права и обязанности переходят к предприятию, присоединяющему к себе реорганизуемое юридическое лицо (п. 3 ст. 59 ХК).

Также в этом акте должны указываться сведения о требованиях и долгах, которые оспариваются реорганизуемым юридическим лицом. Передаточный акт утверждается учредителями или органом, принявшим решение о реорганизации. Со стороны правопреемника акт может быть заверен уполномоченными представителями:

При слиянии - лицом, уполномоченным протоколом собрания учредителей правопреемника;

При присоединении - лицом, уполномоченным представителем присоединяющего юридического лица.

Нотариальные копии передаточного акта будут необходимы для передачи государственным регистраторам по месту прекращения реорганизуемых юридических лиц и по месту регистрации правопреемника.

Передача имущества

Имущество уставного фонда реорганизуемого предприятия передается в уставный фонд юридического лица - правопреемника, о чем отдельно указывается в передаточном акте и решении (протоколе собрания) о реорганизации. Другое имущество реорганизуемого предприятия передается на соответствующие статьи баланса правопреемника.

Заключенные реорганизуемым юридическим лицом договоры продолжат свое действие для правопреемника, если реорганизуемое юридическое лицо выполнит следующие условия документального оформления:

Получит согласие своих кредиторов для перевода долгов на правопреемника;

Уведомит письменно своих должников о переходе дебиторской задолженности к правопреемнику;

Укажет кредиторскую и дебиторскую задолженности в передаточных актах.

Кредиторская задолженность

Кредиторы имеют право предъявлять свои требования и претензии к реорганизуемому юридическому лицу в течение двух месяцев со дня публикации объявления о реорганизации. В этот период кредитор предприятия, которое "сливается" с другим предприятием, или кредитор присоединяющегося предприятия вправе требовать от должника прекращения либо досрочного выполнения условий заключенных договоров. Перевод кредиторской задолженности к юридическому лицу - правопреемнику можно осуществить только с согласия кредитора (ст. 520 ГК), поэтому каждое требование кредитора рассматривается комиссией отдельно. Получение согласия кредитора на перевод долга оформляется дополнительным соглашением к действующему договору, которое подписывают кредитор и реорганизуемый должник. После этого кредиторская задолженность переходит к правопреемнику на основании передаточного акта.

Дебиторская задолженность

Перевод дебиторской задолженности на правопреемника может быть осуществлен и без согласия должника, если иное не предусмотрено в договоре с должником (ст. 516 ГК). Однако реорганизуемое юридическое лицо должно письменно уведомить своих должников о правопреемстве.

Налоговый долг

Вопросы налоговых долгов при реорганизации регулируются ст. 13 Закона № 2181. По общему правилу в случае слияния и присоединения (абзац второй пп. 13.1.1 Закона № 2181) налоговый долг полностью переходит от реорганизованного предприятия к предприятию-правопреемнику.

При этом следует помнить, что Законом установлены отдельные условия:

Для лиц, которые пользовались отсрочкой или рассрочкой налогового долга;

Для лиц, чьи активы находятся в налоговом залоге.

Таким предприятиям необходимо предварительно представить в налоговый орган план своей реорганизации. Причем если налоговый орган посчитает, что реорганизация может помешать погашению налогового долга или налоговых обязательств, то он может принять решение:

О погашении до реорганизации долга, обеспеченного налоговым залогом;

Распространении налогового залога на активы правопреемника, если имущество юридического лица, которое "сливается" с другим юридическим лицом, или присоединяемого юридического лица было в налоговом залоге.

Трудовые отношения

Работники реорганизуемых юридических лиц переходят к правопреемнику и не увольняются по причине реорганизации (ч. 3 ст. 36 КЗоТ). Для того чтобы трудовые книжки в дальнейшем велись на предприятии-правопреемнике, в них делается запись: "Предприятие А реорганизовано в предприятие В путем слияния (присоединения)", а также указываются реквизиты решения о реорганизации. Увольнение работников при реорганизации может быть осуществлено только при сокращении штата и численности работников (п. 1 ст. 40 КЗоТ). Такое увольнение производится при условии предупреждения увольняемых работников за два месяца и выплате среднемесячного выходного пособия.

В заключение рассмотрим детально на примере порядок оформления реорганизации предприятия путем слияния.

Путем слияния реорганизуются фермерское хозяйство и частное предприятие, основателем которых является одно и то же физическое лицо.

Шаг 1. На каждом из "сливающихся" предприятий составляется решение о реорганизации путем слияния и создания нового юридического лица.

Шаг 2. Государственному регистратору подаются нотариально заверенные копии решения для регистрации прекращения деятельности "сливающихся" юридических лиц. Также государственному регистратору представляется документ об оплате публикации объявления в СМИ относительно прекращения деятельности юридических лиц (ст. 35 Закона № 755).

Шаг 3. По истечении двух месяцев реорганизуемым лицом составляются передаточные акты о передаче всех прав и обязанностей (в том числе имущества) новому юридическому лицу. В нашем случае акты могут быть подписаны одним физическим лицом от имени всех предприятий - нового и "сливающихся" предприятий.

Шаг 4. Одновременно государственному регистратору представляются документы на регистрацию прекращения каждого из "сливающихся" юридических лиц на условиях, предусмотренных ст. 37 Закона № 755, и документы на регистрацию нового юридического лица на условиях, определенных ст. 24 и 25 названного Закона. Если новым юридическим лицом будет также фермерское хозяйство, следует представлять документы о праве на землю (п. 6 ст. 24 Закона № 755).

_______________________

* Такая публикация является одним из условий государственной регистрации прекращения реорганизуемого юридического лица. Она может быть осуществлена регистрирующим органом в "Бюллетене государственной регистрации" (письмо Госкомпредпринимательства от 20.01.05 г. № 367).

Перечень документов

1. ГК - Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

2. ХК - Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

3. КЗоТ - Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

4. Закон № 755 - Закон Украины от 15.05.03 г. № 755-IV "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей".

5. Закон № 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами".

Может быть вызвано различными причинами. В любо случае законодатель, определяющий подробный порядок проведения юридической процедуры, ставит своей целью исключить мошеннические действия и попытки уйти от ответственности руководителей организаций вне зависимости от их .

Нормативное регулирование

() проводится в соответствии ос следующим нормативными документами:

  • Гражданский Кодекс Российской Федерации – в части касающейся;
  • Закон об обществах с ограниченной ответственностью, введенный в действие Федеральным Законом 14 1998 года;
  • Порядок проведения регистрационных действий регламентирован Государственной Думой в 2001 году (129-ФЗ);
  • Перед тем, как реорганизовывать предприятие, часть активов которых создана , следует повторить нормы Федерального Закона об акционерных обществах.

Про реорганизацию ООО путем присоединения расскажет видео ниже:

Последствия юридической процедуры

  • Конечный результат проведения реорганизации в виде слияния есть . Обычно фирма меняет название, но собственники остаются прежние (так как продажи бизнеса не происходит, осуществляется укрупнение). Таким образом достигается выполнение существенного условия, который ставит законодатель: права и обязанности закрываемой компании не должны оставаться без внимания и переходить в хозяйственное ведение вновь созданного учреждения. Для этого и создается объемный передаточный акт, в котором отражаются все необходимые сведения с приложением подтверждающих документов.
  • Что касается присоединения, то тут законодатель вновь накладывает требование. Войти в состав другой компании могут только с подобной формой организационно-правовой формы. Это является основным отличием такого типа преобразования от слияния. При этом за администрацией реорганизуемой компании остается обязанность дважды публиковать о своем решении прекратить деятельность. Делается это опять же на тот случай, чтобы случайно не «кинуть» своих кредиторов.

Реорганизация ООО путем присоединения и слияния как альтернатива прекращения деятельности

В практике законных и более быстрых методов, которые часто советуют юридические ассоциации, именно реорганизация рекомендуется как альтернативный способ закрытия фирмы. Как вид альтернативной ликвидации метод себя вполне оправдывает и в части сокращения сроков и оптимизации бюджета на проведение всех мероприятий даже с учетом оплаты услуг аутсорсинга. Факт остается фактом: реорганизация продолжается использоваться убыточными предприятиями в качестве практики прекращения большей части нависших над предприятием обязательств.

Несмотря на то, что законодатель предусматривает четко проведение процедуры, постответственность за незаконное проведение закрытия фирм, в ряде случаев собственники бизнеса могут дополнительно отчитываться в антимонопольном органе. Такая мера призвана упредить возможные продажи неэффективных предприятий третьим лицам.

Ликвидация путем слияния — вне закона. Так ли это? Смотрите в видео ниже:

Получение согласия антимонопольного органа

Если одним вытекающим последствием закрытия бизнеса может быть возможный уход от долговой нагрузки, то во втором случае законодатель через систему контрольных органов следит и за тем, чтобы укрупнение бизнеса не способствовало нарушению свободной рыночной конкуренции. Подобное право антимонопольной службы и обязанность собственников бизнеса прописаны в Федеральном Законе 135 2006 года.

Проверка предприятий ведется не сплошным и не выборочным методами, а при соблюдении следующих условий:

  • Если консолидированная выручка от товарооборота предприятия, подлежащего слиянию, превысила за истекший год 10 миллиардов рублей;
  • Сводные данные по активам компании за последний отчетный период боле чем 7 миллиардов;
  • Если присоединение к хозяйствующему субъекту подразумевает фактическое вхождение в группу компаний (профильный холдинг) с долей участия в рынке более 35 процентов. Иными словами, если сеть ритейлов обеспечивает боле 35% населения продуктами в регионе и в ее состав планируется ввести крупное торговое предприятие с аналогичным видом деятельности, это даже не косвенно говорит о том, что зарождается монополизированный рынок.

Для того чтобы согласовать подобные вопросы, собственник бизнеса организует подачу соответствующих ходатайства и уведомления в антимонопольный орган по месту территориальной принадлежности компании. С момента подачи необходимых документов остается 30 дней чтобы получить соответствующее решение государственного ведомства. Для случаев, когда под процесс слияния или присоединения попадает юридическое лицо, не попадающее под критерии монополиста, ФАС следует только уведомить не позже, чем через 45 дней после проведения регистрационных действий.

Процедура альтернативного прекращения деятельности

  1. Идея переходит в решение общего собрания всех участников. Оформляется , который входит в состав обязательного пакета для регистратора;
  2. В течение 3 рабочих дней следует официально уведомить налоговую инспекцию;
  3. Составляется договор с указанием конкретного вида реорганизации – присоединения или слияния. Документ утверждается всеми учредителями, поэтому он обычно подготавливается к дате собрания собственников бизнеса. Договор должен быть исчерпывающим, в нем следует отразить не только порядок перехода (наращивания) активов, их конвертации, но и необходимость оформления учредительных документов на вновь создаваемое предприятие, включая уточнение по составу административного органа (если предприятие еще не существует);

Юридических лиц в нашей стране существует очень много. Они появляются и исчезают ежедневно. Как создается новая фирма? Она может появиться после регистрации, то есть процесса, этапы которого прописаны в законодательстве или в результате реорганизации каких-то других юридических лиц.

Реорганизация - это то, что часто путают с ликвидацией. На самом деле, такая путаница неуместна. Почему? Причина в том, что при ликвидации не имеет места правопреемство, а при реорганизации оно всегда есть. Что такое правопреемство? Это передача обязанностей и прав, которым ранее владело конкретное юридическое лицо (или лица). В случае с ликвидацией они просто-напросто исчезают сразу же после того, как фирма рассчитается с кредиторами, а сведения о ней будут удалены из реестра, то есть из ЕГРЮЛ. Реорганизация - это то, при чем ни то, ни другое не исчезает окончательно, а продолжает существовать.

Существует несколько разновидностей данного процесса. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим все это.

Реорганизация предприятия - это присоединение, разделение, выделение, слияние. Где-то все сделать проще, а где-то - намного сложнее.

Реорганизация-присоединение от остальных подобных процессов отличается тем, что к одной большой организации присоединяется другая организация, которая является меньше ее по объему прав, обязанностей и так далее. В результате этого процесса малое предприятие прекратит существование, сведения о нем будут удалены из ЕГРЮЛ, а обязанности и права перейдут к той организации, к которой оно было присоединено.

При слиянии объединяются два одинаковых или относительно одинаковых юридических лица. Их права и обязанности объединяются, обе старые организации перестают существовать, а вместо них появляется одна, являющаяся относительно новой.

Реорганизация - это процесс, который может быть проведен в форме разделения. В таком случае одно юридическое лицо, прекращая существовать, оставляет после себя две новые организации, которые ранее не существовали. Конечно же, именно у них и остаются его обязанности и права.

Последняя разновидность рассматриваемого процесса - выделение. Здесь часть обязанностей и прав юридического лица передается новой организации. Первичная же организация при всем этом не прекращает существовать.

Реорганизация - это процесс, при котором важно разобраться с тем, в каком положении после его завершения окажутся учредители и акционеры. Конечно же, важно учесть интересы каждого из них. Как это все правильно сделать? Изначально необходимо оповестить людей о начале процесса. Используются для этого как так и публикации в прессе. В дальнейшем каждому из них будет представлена возможность получить на руки все, что причитается (или взять акции/доли в уставном капитале того юридического лица, которое появилось вместо реорганизованного). На самом деле, этим людям в данном случае на законодательном уровне предоставлено достаточно много прав.

Теперь вы владеете базовой информацией о таком процессе, как реорганизация!

Реорганизация в форме слияния. Слияние – это форма реорганизации юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из этих лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Реорганизация юридического лица путем слияния считается завершенной с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о создании нового юридического лица. При этом созданное в процессе слияния юридическое лицо становится полным правопреемником всех прав и обязанностей слившихся организаций. Также следует учитывать, что к отношениям, возникающим при слиянии, в результате которого создается хотя бы одно юридическое лицо в идентичной ранее существовавшей форме, применяются соответственно нормы о слиянии в рамках одной организационно-правовой формы, а в отношении сливающихся юридических лиц, в результате чего создается юридическое лицо иной организационно-правовой формы, - соответствующие нормы, относящиеся к слиянию того юридического лица, которое получается в результате слияния. Таким образом, в процессе слияния необходим учет требований, предъявляемых при слиянии двух и более видов юридических лиц. В процессе реорганизации путем слияния не допускается изменение состава участников (учредителей). Вводить новых или выводить старых участников необходимо либо до реорганизации, либо после. Так как при слиянии происходит ликвидация участвующих в реорганизации юридических лиц с передачей всех прав и обязательств вновь создаваемому юридическому лицу, о предстоящей реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов сливающихся юридического лица, а также опубликовать сведения о предстоящей реорганизации в специализированным периодическом издании - Вестнике государственной регистрации. Уведомить кредиторов необходимо в течение 5 дней со дня принятия решения о реорганизации. Кредиторы участвующих в реорганизации юридических лиц в течение тридцати дней со дня направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств юридического лица и возмещения им убытков. Участвующие в реорганизации юридические лица передают все свои права и обязательства вновь создаваемому юридического лицу. Все права и обязательства сливающихся юридических лиц, а также положения о правопреемстве должны быть отражены в передаточных актах, которые утверждаются соответствующим органом управления каждого из участвующего в реорганизации юридического лица (в ООО – Общим собранием участников, в АО – общим собранием акционеров).

23 Ликвидация юридического лица.

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам . Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольную;

2) принудительную;

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества - соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

Осуществление деятельности, запрещенной законом;

Неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС России, ФНС России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ (далее - Минфин России).

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

5. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

7. Выход из состава участников других юридических лиц.

8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном § 1 гл. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

10. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

11. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

12. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: