Технологическая схема водоохладитель судовой. Холодильные машины на кораблях. Система пуска и управления

Охлаждение ГД производится пресной водой по замкнутому контурам. Система охлаждения каждого двигателя автономная и обслуживается навешанными на двигателях насосами,а так же отдельно установленными охладителями пресной воды и общей для обоих двигателей расширительной цистерной.

Система охлаждения оборудована терморегуляторами,автоматически поддерживающие заданную температуру пресной воды за счет перепуска её помимо водоохладителей.Предусмотрена также возможность ручной регулировки температуры воды.

В каждый контур пресной воды включён маслоохладитель,в который вода поступает после водоохладителя и терморегулятора. Заполнение расширительной цистерны предусмотрено от системы водоснабжения открытым способом.

Охлаждение вспомогательного двигателя производится пресной водой по замкнутому контуру. Система охлаждения вспомогательного двигателя автономная и обслуживается, навешанным на двигатель насосом, водоохладителем и термостатом.

Расширительная цистерна ёмкостью 100 л оборудована указательной колонкой,сигнализатором нижнего уровня, горловиной.

Система охлаждения забортной водой

Для приёма забортной воды предусмотрены два кингстонных ящика, соединенных через фильтр и клинкетные задвижки кингстонной магистралью.

Системы охлаждения главных и вспомогательных двигателей автономные и обслуживаются навешанными насосами забортной воды. Навешанные насосы главных двигателей принимают воду из кингстонной магистрали прокачивают её через водоохладители и через невозвратно-запорные клапаны, расположенные ниже ватерлинии,за борт.

Насос вспомогательного двигателя принимает воду из кингстонной магистрали,прокачивает её через водоохладитель и через невозвратно- запорный клапан за борт ниже ватерлинии. Предусмотрена также подача воды в приёмный трубопровод насоса вспомогательного двигателя от напорного трубопровода насоса забортной воды главного двигателя правого борта. Для возможности регулирования температуры охлаждающей воды вспомогательного двигателя предусмотрен перепускной трубопровод.

От напорных трубопроводов насосов забортной воды каждого главного двигателя предусмотрены отборы воды на охлаждение упорных и дейдвудных подшипников соответствующего борта.

От отливных магистралей главных двигателей предусмотрены отборы воды на рециркуляцию в соответствующие кингстонные ящики.

Охлаждение компрессора сжатого воздуха забортной водой осуществляется от специального электронасоса с отливом воды ниже ватерлинии за борт.

В качестве насоса охлаждения электрокомпрессора установлен центробежный горизонтальный одноступенчатый электронасос ЭЦН18/1 с подачей 1 м3 при напоре 10 м вод.ст.

Система сжатого воздуха

В МКО установлены 2 баллона сжатого воздуха ёмкостью по 60 кгс/с м2 .

Из одного баллона воздух используется для пуска главных двигателей,для работы тифона и на хознужды, другой баллон является резервным и воздух из него используется только для пуска главного двигателя. Общий запас сжатого воздуха на судне обеспечивает не менее 6 пусков одного подготовленного к пуску главного двигателя без подкачки воздуха в баллонах. Для понижения давления сжатого воздуха установлены соответствующие редукционные клапаны.

Заполнение баллонов сжатым воздухом предусмотрено от одного автоматизированного электрокомпрессора.

Баллоны сжатого воздуха емкостью по 40 л, снабжены головками с необходимой арматурой, манометром и устройством для продувания.

Что такое ? Чиллер – это холодильный агрегат, применяемый для охлаждения и нагревания жидких теплоносителей в центральных системах кондиционирования, в качестве которых могут выступать приточные установки или фанкойлы. В основном чиллер для охлаждения воды используют на производстве - охлаждают различное оборудование. У воды лучше характеристики по сравнению со смесью гликоля, поэтому работа на воде более эффективна.

Широкий диапазон мощности дает возможность использовать чиллер для охлаждения в помещениях различных размеров: от квартир и частных домов до офисов и гипермаркетов. Кроме того, он применяется в пищевой промышленности для и напитков, в спортивно-оздоровительной сфере – для охлаждения катков и ледовых площадок, в фармацевтике – для охлаждения медикаментов.

Существуют следующие основные типы чиллеров:

  • моноблок, воздушный конденсатор, гидромодуль и компрессор находятся в одном корпусе;
  • чиллер с выносным конденсатором на улицу (холодильный модуль располагается в помещении, а конденсатор выносится на улицу);
  • чиллер с водяным конденсатором (используют когда нужны минимальные размеры холодильного модуля в помещении и нет возможности использовать выносной конденсатор);
  • тепловой насос, с возможностью нагрева или охлаждения теплоносителя.

Принцип работы чиллера

Теоретической основой, на которой построен принцип работы холодильников, кондиционеров, холодильных установок, является второе начало термодинамики. Охлаждающий газ (фреон) в холодильных установках совершает так называемый обратный цикл Ренкина - разновидность обратного цикла Карно . При этом основная передача тепла основана не на сжатии или расширении цикла Карно, а на фазовых переходах - и конденсации.

Промышленный чиллер состоит из трех основных элементов: компрессора, конденсатора и испарителя. Основная задача испарителя – это отвод тепла от охлаждаемого объекта. С этой целью через него пропускаются вода и хладагент. Закипая, хладагент отбирает энергию у жидкости. В результате этого вода или любой другой теплоноситель охлаждаются, а холодильный агент – нагревается и переходит в газообразное состояние. После этого газообразный холодильный агент попадает в компрессор, где воздействует на обмотки электродвигателя компрессора, способствуя их охлаждению. Там же горячий пар сжимается, вновь нагреваясь до температуры в 80-90 ºС. Здесь же он смешивается с маслом от компрессора.

В нагретом состоянии фреон поступает в конденсатор, где разогретый холодильный агент охлаждается потоком холодного воздуха. Затем наступает завершающий цикл работы: хладагент из теплообменника попадает в переохладитель, где его температура снижается, в результате чего фреон переходит в жидкое состояние и подается в фильтр-осушитель. Там он избавляется от влаги. Следующим пунктом на пути движения хладагента является терморасширительный вентиль, в котором давление фреона понижается. После выхода из терморасширителя холодильный агенент представляет собой пар низкого давления в сочетании с жидкостью. Эта смесь подается в испаритель, где хладагент вновь закипает, превращаясь в пар и перегреваясь. Перегретый пар покидает испаритель, что является началом нового цикла.

Схема работы промышленного чиллера


# 1 Компрессор (Compressor)
Компрессор имеет две функции в холодильном цикле. Он сжимает и перемещает пары хладогента в чиллере. При сжатии паров происходит повышение давления и температуры. Далее сжатый газ поступает в где он охлаждается и превращается в жидкость, затем жидкость поступает в испаритель (при этом её давление и температура снижается), где она кипит, переходит в состояние газа, тем самым забирая тепло от воды или жидкости, которая проходит через испаритель чиллера. После этого пары хладагента поступают снова в компрессор для повторения цикла.

# 2 Конденсатор воздушного охлаждения (Air-Cooled Condenser)
Конденсатор с воздушным охлаждением представляет собой теплообменник, где тепло, поглощаемое хладагентом, выделяется в окружающее пространство. В конденсатор обычно поступает сжатый газ - фреон, который охлаждаются до и, конденсируясь, переходит в жидкую фазу. Центробежный или осевой вентилятор подают поток воздуха через конденсатор.

# 3 Реле высокого давления (High Pressure Limit)
Защищает систему от избыточного давления в контуре хладагента.

# 4 Манометр высокого давления (High Pressure Pressure Gauge)
Обеспечивает визуальную индикацию давления конденсации хладагента.

# 5 Жидкостной ресивер (Liquid Receiver)
Используется для хранения фреона в системе.

# 6 Фильтр-осушитель (Filter Drier)
Фильтр удаляет влагу, грязь, и другие инородные материалы из хладагента, который повредит холодильной системе и снизить эффективность.

# 7 Соленоиндный вентиль (Liquid Line Solenoid)
Соленоидный клапан - это просто электрически управляемый запорный кран. Он управляет потоком хладагента, который закрывается при остановке компрессора. Это предотвращает попадание жидккого хладагента в испаритель, что может вызвать гидроудар. Гидроудар может привести к серьезному повреждению компрессора. Клапан открывается, когда компрессор включен.

# 8 Смотровое стекло (Refrigerant Sight Glass)
Смотровое стекло помогает наблюдать поток жидкого хладагента. Пузырьки в потоке жидкости свидетельствуют о нехватке хладагента. Индикатор влажности обеспечивает предупреждение в том случае, если влага поступает в систему, указывая, что требуется техническое обслуживание. Зеленый индикатор не сигнализирует никакого содержания влаги. А желтые сигналы индикатора, что система загрязнена с влагой и требует технического обслуживания.

# 9 Терморегулирующий вентиль (Expansion Valve)
Терморегулирующий вентиль или ТРВ - это регулятор, положение регулирующего органа (иглы) которого обусловлено температурой в испарителе и задача которого заключается в регулировании количества хладагента, подаваемого в испаритель, в зависимости от перегрева паров хладагента на выходе из испарителя. Следовательно, в каждый момент времени он должен подавать в испаритель только такое количество хладагента, которое, с учетом текущих условий работы, может полностью испариться.

# 10 Горячий Перепускной клапан газа (Hot Gas Bypass Valve)
Hot Gas Bypass Valve (регуляторы производительности) используются для приведения производительности компрессора к фактической нагрузке на испаритель (устанавливаются в байпасную линию между сторонами низкого и высокого давления системы охлаждения). Перепускной клапан горячего газа (не входит в стандартную комплектацию чиллеров) предотвращает короткое циклирование компрессора путем модуляции мощности компрессора. При активации, клапан открывается и перепускает горячий газ холодильного агента с нагнетания в жидкостной поток хладагента, поступающего в испаритель. Это уменьшает эффективную пропускную способность системы.
# 11 Испаритель (Evaporator)
Испаритель это устройство, в котором жидкий хладагент кипит, поглощая тепло при испарении, у проходящего через него охлаждающей жидкости.

# 12 Манометр низкого давления фреона (Low Pressure Refrigerant Gauge)
Обеспечивает визуальную индикацию давления испарения хладагента.

# 13 Предельное Низкое давление хладагента (Low Refrigerant Pressure Limit)
Защищает систему от низкого давления в контуре хладагента, чтобы вода не замерзла в испарителе.

# 14 Насос охлаждающей жидкости (Coolant Pump)
Насос для циркуляции воды по охлаждаемому контуру

# 15 Ограничение температуры замерзания (Freezestat Limit)
Предотвращает замерзание жидкости в испарителе

# 16 Датчик температуры
Датчик, который показывает температуру воды в охлаждающем контуре

# 17 Хладагент манометр (Coolant Pressure Gauge)
Обеспечивает визуальную индикацию давления теплоносителя, подаваемого на оборудование.

# 18 Автоматический долив (Water Make-Up Solenoid)
Включается когда вода в емкости снижается ниже допустимого предела. Соленоидный клапан открывается и происходит долив в емкость от водопровода до нужного уровня. Далее клапан закрывается.

# 19 Резервуар Уровень поплавковый выключатель (Reservoir Level Float Switch)
Поплавковый выключатель. Открывается когда уровень воды в емкости снижается.

# 20 Датчик температуры 2 (From Process Sensor Probe)
Датчик температуры, который показывает температуру нагретой воды, которая возвращается от оборудования.

# 21 Реле протока (Evaporator Flow Switch)
Защищает испаритель от замерзания в нем воды (когда слишком низкий проток воды). Защищает насос от сухого хода. Сигнализирует отсутствие потока воды в чиллере.

# 22 Емкость (Reservoir)
Для избежания частых пусков компрессоров используют емкость увеличенного объема.

Чиллер с водяным охлаждением конденсатора отличается от воздушного - типом теплообменника (вместо трубчато-ребристого теплообменника с вентилятором используется кожухотрубный или пластинчатый, который охлаждается водой). Водяное охлаждение конденсатора осуществляется оборотной водой из сухого охладителя ( , драйкулера) или градирни. В целях экономии воды предпочтительным является вариант с установкой сухой градирни с водяным замкнутым контуром. Основные преимущества чиллера с водяным конденсатором: компактность; возможность внутреннего размещения в маленьком помещении.

Вопросы и ответы

Вопрос:

Можно ли чиллером охлаждать жидкость на проток более, чем на 5 градусов?

Чиллер можно использовать в замкнутой системе и поддерживать заданную температуру воды, например, 10 градусов, даже если возврат будет с температурой 40 градусов.

Есть чиллеры, которые охлаждают воду на проток. Это в основном используется для охдаждения и газирования напитков, лимонадов.

Что лучше чиллер или драйкулер?

Температура при использовании драйкулера зависит от температуры окружающей среды. Если, например, на улице будет +30, то хладоноситель будет с температурой +35…+40С. Драйкулер используют в основном в холодное время года для экономии электроэнергии. Чиллером можно получать заданную температуру в любое время года. Можно изготовить низкотемпературный чиллеры для получения температуры жидкости с отрицательной температурой до минус 70 С (хладоносителем при такой температуре является в основном спирт).

Какой чиллер лучше - с водяным или воздушным конденсатором?

Чиллер с водяным охлаждением имеет компактные размеры, поэтому могут размещаться в помещении и не выделяют тепло. Но для охлаждения конденсатора требуется холодная вода.

Чиллер с водяным конденсатором имеет более низкую стоимость, но может дополнительно потребоваться сухая градирня, если нет источника воды - водопровод или скважина.

В чем отличие чиллеров с тепловым насосом и без него?

Чиллер с тепловым насосом может работать на обогрев, т.е не только охлаждать хладоноситель, но и нагревать его. Необходимо учитывать, что с понижением температуры нагрев ухудшается. Наиболее эффективен нагрев когда температура опускается не ниже минус 5.

На какое расстояние можно выносить воздушный конденсатор?

Обычно конденсатор можно вынести на расстояние до 15 метров. При установке системы отделения масла выснок конденсатора возможен до 50 метров, при условии правильного подбора диаметра медных магистралей между чиллером и выносным конденсатором.

До какой минимальной температуре работает чиллер?

При установке системы зимнего пуска работа чиллера возможно до окружающей температуры минус 30…-40. А при установке вентиляторов арктического исполнения - до минус 55.

Виды и типы схем установок охлаждения жидкости (чиллеры)


Применяется в случае, если перепад температур ∆Т ж = (Т Нж – Т Кж) ≤ 7ºС (охлаждение технической и минеральной воды)

2. Схема охлаждения жидкости с использованием промежуточного хладоносителя и вторичного теплообменного аппарата.


Применяется в случае, если перепад температур ∆Т ж = (Т Нж – Т Кж) > 7ºС или для охлаждения пищевых продуктов, т.е. охлаждение во вторичном разборном теплообменнике.

Для этой схемы необходимо правильно определить расход промежуточного хладоносителя:

G х = G ж · n

G х – массовый расход промежуточного хладоносителя кг/ч

G ж – массовый расход охлаждаемой жидкости кг/ч

n – кратность циркуляции промежуточного хладоносителя

n =

где: C Рж – теплоёмкость охлаждаемой жидкости, кДж/(кг´ К)

C Рх – теплоёмкость промежуточного хладоносителя, кДж/(кг´ К)

Чиллер – это водоохлаждающая машина, предназначенная для снижения температуры воды или жидких хладоносителей. На этой странице будет подробно рассмотрена схема и устройство чиллера , а также как он работает.

Основана на практически безостановочном цикле (в зависимости от вида потребителя). заключается в том, чтобы охладить, нагретую потребителем воду на несколько градусов и подать её в таком виде на потребитель или на промежуточный теплообменник, в котором вода (если её температура не позволяет пускать её на прямую в ) охлаждается на, практически, любое количество градусов. Необходимое значение снижения температуры хладоносителя - задаётся будущим пользователем водоохладителя в зависимости от вида и характеристик хладоносителя, требуемых потребителем этого самого хладонгосителя. Оборудованием, которому требуется холодная энергия, передаваемая от водоохлаждающей машины к хладоносителю могут быть самые разнообразные потребители: станки, системы кондиционирования воздуха, термопластавтоматы, индукционные машины, масляные насосы, станки по изготовлению полиэтиленовой плёнки и другие системы, требующие требующие при своей работе постоянной подачи к ним охлаждённой воды. Разнообразные модификации и широкий диапазон холодопроизводительности позволяет использовать водоохладители, как для одного потребителя с очень маленьким тепловыделением, так и для предприятий с большим количеством станков большой выделяемой тепловой мощности. Помимо этого, охладители воды применяются в пищевой промышленности во многих технологических линиях по производству напитков и других продуктов, для обеспечения охлаждения льда катков и ледовых площадок, в металлообработке (индукционные печи), в исследовательских лабораториях (обеспечение работы испытательных камер) и т.д. и т.п.




Выбор водоохлаждающей машины – это серьезная задача, требующая таких специфических знаний как устройство чиллера, а так же принцип взаимодействия чиллера совместно с другими элементами общей схемы. Для принятия грамотного решения о том, какой охладитель оптимально впишется в схему совместной работы всех потребителей и самого охладителя - необходим большой опыт расчетов, подбора и последующего успешного внедрения комплекса оборудования на базе охладителей воды в технологический процесс, каким и обладают наши специалисты. Отдельной сферой является автоматизация чиллера, которая позволяет сделать работу устройства еще более эффективной, оптимизировав контроль и управление за всеми протекающими процессами. Конечно же, для того чтобы подобрать холодильный аппарат, нет необходимости знать все тонкости работы холодильной машины и автоматику чиллера, но основополагающие знания принципов помогут вам наиболее чётко сформулировать техническое задание для расчета и профессионального подбора всех элементов, из которых потом будет собрана совместная с потребителями схема чиллера.

Схема чиллера

На приведённом ниже чертеже - будет разобрана , дано описание его элементов и их функциональная принадлежность. В результате чего Вам будет понятно , как осуществляется работа чиллера и всех его элементов.

Водоохлаждающая машина работает по принципу сжатия газа с выделением тепла и его последующим расширением с поглощением тепла, т.е. выделением холода. Водоохлаждающая машина состоит из четырех основных элементов: компрессор, конденсатор, ТРВ и испаритель. Тот элемент, в котором вырабатывается холод называется - испаритель. Задача испарителя – отвести тепло от охлаждаемой среды. Для этого через него протекает хладоноситель (вода) и хладагент (газ, он же фреон). До попадания в испаритель газ в сжиженном виде находится под большим давлением, попадая в испаритель (где поддерживается низкое давление) фреон начинает кипеть и испаряться (отсюда название Испаритель). Фреон кипит и отбирает энергию у хладоносителя который находится в Испарителе, но отделен от фреона герметичной перегородкой. В результате этого хладоноситель охлаждается, а хладагент – повышает свою температуру и переходит в газо-образное состояние. После этого газообразный хладагент попадает в компрессор. Компрессор сжимает газообразный хладагент который при сжатии нагревается до высокой температуры в 80...90 ºС. В этом состоянии (горячий и под высоким давлением) фреон попадает в конденсатор, где за счёт обдува окружающим воздухом охлаждается. В процессе охлаждения газ - фреон конденсируется (поэтому блок, в котором происходит этот процесс называют - конденсатор), а при конденсации газ переходит в жидкое состояние. На этом цепь преобразования фреона из жидкости в газ и обратно подходит к своему началу. Начало и конец этого процесса разделяет ТРВ (термо- расширительный вентиль) который является по сути - большим сопротивление по ходу движения фреона из конденсатора в испаритель. Это сопротивление обеспечивает перепад давления (до ТРВ - конденсатор с высоким давлением, после ТРВ - испаритель с низким давлением). По пути движения фреона по замкнутому контуру есть ещё и второстепенные элементы, которые улучшают процесс и повышают эффективность описанного цикла (фильтр, вентили и соленоидные вентили и регуляторы, переохладитель, система добавления масла для компрессора и масло отделитель, ресивер и прочее).

Устройство чиллера

На схеме ниже - приведено изображение компактной машины по охлаждению воды - чиллер устройство, моноблочного исполнения в частично разобранном виде (сняты защитные боковины корпуса). На этом изображении хорошо видны все, указанные в схеме данной водоохлаждающей машины элементы, а так же элементы водяного контура, не попавшие в принципиальную схему (водяной насос, реле протока на трубопроводе подачи хладоносителя потребителю, водяной фильтр, манометр измерения напора хладоносителя, накопительная емкость для воды, фильтр на водяной линии).

Питер Холод - поставщик Промышленных водоохладителей и машин для систем кондиционирования. Мы готовы разработать и создать для вас чиллеры, подходящие для реализации ваших профессиональных задач. Также мы производим сервисное обслуживание, ремонт и автоматизацию чиллеров. Если вы желаете дистанционно управлять собственным оборудованием, или хотели бы защитить его от распространенных проблем, автоматика чиллеров позволит вам добиться всех этих целей. Наша команда готова к реализации проектов любого объема и сложности. Просто свяжитесь с нами удобным для вас способом, и мы проконсультируем вам по любом интересующему вопросу.

В систему входят:

Насосы пресной воды центробежные типа KRZV-150/360 – две штуки, производительностью – 30м 3 /ч, при давлении – 0,3мПа;

Охладитель пресной воды типа 524.15112/3253 с поверхностью охлаждения 66,9 м 2 ;

Подогреватель типа 521.12089/625 с поверхностью нагрева 11,89 м 2 ;

Трубопроводы, арматура, цистерна расширительная;

Охлаждающая вода для цилиндров подводится в двигатель со стороны противоположной муфте, через главный распределительный коллектор. Поступая в блок цилиндров, вода поднимается вверх, обтекая цилиндровые втулки, и поступает в крышки цилиндров, а оттуда в сборный коллектор, расположенный выше головок блока цилиндров. Выше него расположены распределительный и сборный коллекторы для охлаждения клеток выпускных клапанов. Вода подводится и отводится от каждой клетки отдельно.

С целью предотвращения явления коррозии в цикле охлаждающей воды в охлаждающую пресную воду добавляется антикоррозионное средство. Рекомендуется «Ароста М» или ферроман 90 БФ,3*К-0 или Rokor NB.

Количество пресной воды в цикле составляет около 8,5 м 3 .

Система охлаждения забортной водой

В систему входят:

Насос забортной воды типа KRZV150/360 – две штуки, производительностью – 230 м 3 /ч, при давлении – 0,3 мПа;

Насосы забортной воды типа KRZIH200/315 – две штуки, производительностью - 400 м 3 /ч, при давлении – 0,33 мПа;

Насосы забортной воды охлаждения воздушных компрессоров типа WBJ32/I-200 – две штуки, производительностью – 5 м 3 /ч;

Кингстоны, трубопроводы, арматура, фильтры;

К системе подключены:

Охладители пресной воды ГД;

Охладители масла ГД;

Охладители пресной воды ВДГ;

Опреснительные установки;

Охлаждение подшипников валопровода;

Охладитель конденсата котельной установки;

Охладители наддувочного воздуха ГД;

Охладители воздушных компрессоров.

Система охлаждения рекуперативного типа, так как стоит цистерна забортной воды и можно регулировать температуру забортной воды.

Система пуска и управления

Запуск ГД осуществляется тремя воздушными баллонами для общего потребления. Запуск ГД также возможен баллоном пускового воздуха.

Один из двух воздушных компрессоров работает главным, а второй находится в резерве. С помощью работающего воздушного компрессора заполняются все баллоны сжатого воздуха. Управление воздушным компрессором осуществляется в зависимости от давления воздуха в баллонах автоматически при достижении предельных значений 2 -х позиционной регулировки. Дальнейшее снижение давления ниже предельного значения вызывает подключение резервного воздушного компрессора. Схема защиты в случае отсутствия давления смазочного масла и охлаждающей воды, а также при отклонениях от нормальных значений промежуточного давления в цилиндрах вызывает отключение компрессоров. В случае исчезновения питания в пустых воздушных баллонах возможно заполнение баллона воздуха ёмкостью 40 л ручным компрессором. Этим самым можно запустить один из ВДГ.

Пусковые клапана, установленные в крышках цилиндров, открываются пневматическим способом распределительными золотниками пускового распределительного золотника, приводимыми в действие пусковым кулачком распределительного вала, и закрываются усилием пружины.

Пост управления размещён на стороне дизеля, противоположной муфте. На посту управления, с помощью маховика, можно установить необходимую подачу топлива, наряду с возможностью установки подачи на регуляторе скорости.

Характерные неисправности двигателя.

Основными неисправностями являются повреждение антифрикционного сплава верхних вкладышей рамовых подшипников, закоксовывание соплового аппарата турбины.

Анализ показывает, что при работе двигателя рамовые шейки совершают поперечные колебания, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. При этом рамовые подшипники воспринимают весьма значительные нагрузки, которые приводят к разрушению антифрикционного слоя.

Эксплуатационные мероприятия, улучшающие гидродинамический режим смазки рамовых подшипников заключается в следующем: величины масляных зазоров при монтаже рамовых и мотылевых подшипников следует устанавливать по минимальным значениям зазоров, рекомендованными инструкциями завода-изготовителя. Это позволит снизить амплитуду поперечных колебаний рамовых шеек в подшипниках и динамические нагрузки на них. Давление смазочного масла (СМ) подшипников следует поддерживать у верхнего значения, рекомендованного инструкцией завода-изготовителя.

При эксплуатации газотурбонагнетателей (ГТН), установленных на двигателях 6 ЧН 42/48, наблюдаются следующие повреждения: задиры и риски в лопатках рабочего колеса компрессора (КМ), образование трещин в рабочем колесе КМ, закоксовывание соплового аппарата турбины, деформация лопаток рабочего колеса и направляющих лопаток соплового аппарата турбины.

Причиной этих повреждений может быть касание лопатками рабочего колеса турбины и направляющих лопаток соплового аппарата турбины, вследствие вибрации ротора при предельном износе его подшипников.

Для предотвращения вибрации деталей ГТН заменять подшипники ротора следует в сроки, рекомендованные заводом-изготовителем ГТН.

Также встречаются отказы топливной аппаратуры (ТА): у топливных насосов высокого давления (ТНВД)- заклинивание плунжерных пар, потеря плотности плунжерных пар и потеря плотности нагнетательного клапана; у форсунок - зависание иглы в корпусе, снижение качества распыла.

Основной причиной отказа ТА является коррозия поверхностей прецизионных деталей в результате некачественной топливоподготовки. Опыт эксплуатации показал, что там, где топливоподготовке уделяется серьезное внимание, случаи отказов ТА весьма редки даже при работе на тяжелых и сернистых сортах топлива.

Таким образом, можно сделать вывод, что для безаварийной работы двигателя необходимо соблюдать правила технической эксплуатации (ПТЭ) рекомендованные заводом-изготовителем.

Судовая электростанция.

Для обеспечения электроэнергией электропотребителей на судне установлены два дизель-генератора переменного тока, два валогенератора переменного тока, один аварийный дизель-генератор.

Характеристика валогенератора переменного тока:

Тип DGFSO 1421- 6

Мощность, кВт 1875

Напряжение, В 390

Частота вращения, мин -1 986

Род тока переменный

КПД при номинальной нагрузке, % 96

Приводным двигателем генератора переменного тока типа DGFSO 1421- 6является главный двигатель. Ротор генератора приводится во вращение через редуктор посредством отключающейся эластичной муфты. Генератор выполнен на лапах с двумя подшипниками скольжения, смонтированными в щитах. Смазкаподшипников осуществляется от коробок передач. Токосъемные кольца и генератор начального возбуждения расположены с противоположной стороны привода.

Генератор оснащен четырьмя электронагревательными элементами общей мощностью 600 Вт.

Для дистанционного замера температур в пазы генератора заложены шесть термосопротивлений. Три термосопротивления являются рабочими, остальные – запасными. По одному аналогичному термосопротивлению установлено в поток входящего и выходящего воздуха. Все термосопротивления подключены к логометру через переключатель. Для дистанционной сигнализации предельных температур генератор оснащен двумя термостатами, установленными в поток выходящего воздуха. Один из термостатов является резервным. Термостаты настроены на срабатывание при температуре 70° С.

Сигнализация о предельной температуре подшипников производится с помощью контактных термометров с непосредственным указателем температуры и контактом дистанционной сигнализации, который срабатывает при температуре 80° С. Для сигнализации о предельной температуре обмоток предусмотрены два специальных термостата.

Характеристика дизель-генератора:

Количество 2

Мощность номинальная, кВт 950

Напряжение, В 390

Частота вращения, с -1 (мин -1) 16,6 (1000)

Род тока переменный

Приводным двигателем генератора переменного тока типа S 450 LG является вспомогательный двигатель. Ротор генератора приводится во вращение через редуктор посредством отключающейся эластичной муфты. Генератор выполнен на лапах с двумя подшипниками скольжения, смонтированными в щитах. Смазкаподшипников осуществляется от коробок передач. Токосъемные кольца и генератор начального возбуждения расположены с противоположной стороны привода.

Генератор выполнен с самовентиляцией. Забор охлаждающего воздухапроизводится из машинного отделения через специальные фильтры. Выход воздухаиз генератора осуществляется в систему судовой вентиляции посредством патрубка.

Генератор рассчитан на длительную работу при несимметричной нагрузке до 25 % междулюбыми фазами. Несимметрия напряжения при этом не превышает 10 % номинального значения. Генератор, работающий в установившемся тепловом номинальном режиме, допускает следующие перегрузки по току: 10 %в течение одного часа при коэффициенте мощности 0,8; 25 % в течение 10 мин при коэффициенте мощности 0,7; 50 % в течение 5 мин при коэффициенте мощности 0,6.

Система самовозбуждения и АРН генератора типа 2А201 выполнена по принципу токового компаундирования с применением полупроводникового регулятора напряжения. Для надежного самовозбуждения в схему введен генератор начального возбуждения.

Элементы системы самовозбуждения и АРН расположены на генераторе в специальном съемном шкафу. Система АРН обеспечивает постоянство напряжения на зажимах генератора с погрешностью, не превышающей ±2,5 % при коэффициенте мощности от 0,6 до 1. При набросе на генератор 100 % нагрузки или сброса нагрузки, соответствующей 50 % номинального тока, при коэффициенте мощности, равном 0,4 %, мгновенное изменение напряжения не превышает 20 % номинального значения и восстанавливается с погрешностью не более ±2,5 % за 1,5 с.

Защита дизель-генераторов от токов короткого замыкания производится максимальными расцепителями селективных автоматов (номинальный ток автомата – 750 А, максимального расцепителя – 375 А, время срабатывания – 0,38 с, ток срабатывания – 750 А). Защита валогенератора переменного тока выполнена автоматическим выключателем (номинальный ток автомата – 1500 А, номинальный ток максимального расцепителя – 125 А, время срабатывания – 0,38 с, ток срабатывания – 2500 А). Минимальная защита генераторов осуществляется реле минимальной защиты.

Защита дизель-генераторов от перегрузок выполнена в две ступени. При 95 %-ной нагрузке генератора срабатывает соответственно реле перегрузки первой ступени с выдержкой вре­мени 1 с и включает световую и звуковую сигнализацию. Если нагрузка на дизель-генераторе продолжает увеличиваться и достигнет 105 %, срабатывает другое реле перегрузки второй ступени с выдержкой времени 2,5 с, включается дополнительная световая сигнализация и одновременно подается питание на отключение следующих потребителей: грелки, грузовые устройства, холодильная установка, вентиляция, РМУ, рыбцех, камбузное оборудование и некоторые другие неответственные потребители. При достижении нагрузки 110 % генераторы отключаются от сети.

Защита валогенератора выполнена в три очереди.

Защита фидеров от тока короткого замыкания обеспечивается автоматическими выключателями серии АЗ-100 и АК-50.

На судне предусмотрена электроэнергетическая установка трехфазного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц. Для питания потребителей с параметрами, отличающимися от параметров судовой электростанции, предусмотрены соответствующие преобразователи и трансформаторы.

Для приводов электрифицированных механизмов установлены асинхронные короткозамкнутые электродвигатели трехфазного переменного тока с пуском от магнитных станций или магнитных пускателей.

Все электрооборудование, установленное на открытых палубах и рыбообрабатывающих цехах, имеет водозащищенное исполнение. Электрооборудование, установленное в специальных выгородках и шкафах, имеет защищенное исполнение. Для привода механизмов рыбцеха применены электродвигатели серии АОМ.

На судне предусмотрены следующие виды освещения: основное освещение, прожекторы и плотиковые огни – 220 В; аварийное освещение (от аккумуляторных батарей) – 24 В; переносное освещение – 12 В; сигналъно-отличительные огни – 24В.

Система холодоснабжения с одним чиллером наружной установки с осевыми вентиляторами - одна из самых распространенных и достаточно простых систем. В качестве теплоносителя в системе, как правило, используется вода, в отдельных случаях возможно применение теплоносителей с низими температурами замерзания (раствор этиленгликоля, рассолы и т.д.).

Циркуляция теплоносителя в системе осуществляется с помощью насосной группы. На схеме показанной в качестве примера, насосная группа состоит из двух насосов, один из которых основной, второй резервный.

Расширительный мембранный бак служит как для предотвращения гидравлических ударов при работе насосов, так и для компенсации изменения объема теплоносителя вследствие изменения его температуры.

Бак - аккумулятор предназначен для увеличения тепловой инерционности системы и сокращения количества циклов пуска/остановки холодильной машины.

При использовании потребителей с переменным расходом теплоносителя (например, фанкойлов с регулированием холодопроизводительности изменением расхода двухходовыми клапанами) необходимо обеспечить постоянный расход жидкости через теплообменник испарителя холодильной машины. На схеме показан вариант с установкой регулятора перепада давлений на перемычке между распределительными коллекторами для обеспечения постоянного расхода на испарителе. В случае использования потребителей с постоянным расходом (трехходовые клапаны с байпасом на теплообменниках потребителей) перемычки с регулятором перепада не требуется.

Недостатки рассматриваемой схемы системы холодоснабжения:

В ряде случаев (при значительной холодопроизводительности системы, необходимости частичного резервирования холодильного оборудования) возникает необходимость в установке нескольких холодильных машин, работающих на одну систему холодоснабжения. В качестве примера приведена схема с установкой двух чиллеров с воздушным охлаждением конденсаторов .

Принцип работы системы аналогичен принципу работы системы с одним чиллером .

Недостатками рассматриваемой схемы системы холодоснабжения являются:

  • необходимость частичного сезонного слива/заправки теплоносителя (в случае использования воды) и как следствие - повышенная коррозия трубопроводов и арматуры.
  • колебания температуры теплоносителя при включении/ отключении одной из холодильных машин.
  • невозможность круглогодичной эксплуатации системы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: